для слабовидящих

Стела Город трудовой доблести Каменск-Уральский

Стела

Указом Президента Российской Федерации за значительный вклад жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность 20 мая 2021 года городу Каменску-Уральскому присвоено почётное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести».

Символом города трудовой доблести стал монумент, посвященный жителям Каменска, ковавшим победу в тылу.

Весь монумент состоит из пяти частей: самой стелы и четырёх пилонов, расположенных за ней. Стела и пилоны выполнены из несущего металлического каркаса предприятием ООО «Синтра» и облицованы литыми листами алюминия с рельефным изображением, над которыми «колдовали» челябинские скульпторы. На стеле и пилонах отлиты картины, отражающие исторические материалы трудового подвига тыла. Весь комплекс выполнен в челябинской творческой мастерской Виктора Маркунасова. Двадцать скульпторов трудились над воплощением проекта на каменской земле скульптора-монументалиста Дениса Стритовича и архитектора Кирилла Сокольского.   

Центр всей композиции – величественная стела, высотой более 25 метров (25,14 м.)

(с восьмиэтажное здание). Лицевая сторона выполнена из высокопрочного стекла. Венчает её герб нашего города. Боковые поверхности украшены барельефами с изображением предприятий и тружеников Каменска-Уральского, фрагментами историко-архивных фотографий и документов. Так, на левой стороне стелы размещены изображения с фотографиями из фонда Краеведческого музея: «Разливка алюминия на Уральском алюминиевом заводе в годы Великой Отечественной войны» и «Выливка кремния из печи №1. Уральский алюминиевый завод - 1941г.» Над ними – «Волковская плотина Красногорской ТЭЦ». Эти предприятия заслуженно отображены на главной стеле мемориала. Уральский алюминиевый завод, вошедший в строй 5 сентября 1939 года, всего один год и девять месяцев проработал в мирных условиях. Но вся тяжесть снабжения оборонной промышленности стратегическим металлом в первые годы Великой Отечественной войны легла именно на него. УАЗ с августа 1941 по январь 1943 года оставался единственным действующим алюминиевым предприятием; он дрался против всех заводов континентальной Европы, работавших на врага. С лета 1941 года началась эвакуация заводов, расположенных в западной части страны. До 500 вагонов в сутки прибывало тогда с эвакуированным оборудованием и людьми на Уральский алюминиевый. Несколько тысяч человек круглосуточно сортировали, ремонтировали и устанавливали прибывшее оборудование. Вдоль сегодняшних улиц Набережной и Исетской в 1941 году расположились бараки, напоминавшие очертаниями овощные теплицы-полусферы. Их изогнутые деревянные каркасы, обтянутые рубероидом, служили одновременно стенами и крышей, а внутри многоярусных бараков размещалось до полутысячи человек.

История мировой промышленности еще не знала такого разнообразного и масштабного строительства и таких коротких и напряженных пусковых сроков, в которые строились новые производственные мощности на УАЗе. Чтобы выстоять и победить в этой смертельной схватке, уральские алюминщики должны были в шесть раз увеличить выпуск своей продукции. Уже в 1941 году завод дал столько металла, сколько производили его в мирное время все алюминиевые заводы страны. Именно из каменского алюминия изготавливались самолеты всех типов, из каменского силумина – двигатели танков. Историки упоминают знаменитую фразу Иосифа Сталина «Дайте мне 30 тысяч тонн алюминия, и я выиграю войну». К слову, в Каменске-Уральском только в 1941 году произвели более 31 тысячи тонн. Алюминий – гордость каменцев. Именно поэтому все части стелы выполнены из этого металла.

       Красногорская ТЭЦ неразрывно связана с Уральским алюминиевым заводом. Ведь производство алюминия требовало колоссального количества электроэнергии. В начале 1941 года мощность КТЭЦ составляла 50 тысяч кВт, а уже к концу 1944 года была доведена до 250 тысяч кВт. - это невиданные темпы роста! И достигнуты они в тяжелейших условиях военного времени.

Правая сторона стелы украшена барельефными изображениями других градообразующих предприятий – Синарского трубного завода и Завода по обработке цветных металлов. Внизу расположена фотография, сделанная на Синарском трубном заводе в 1942 году, в тот период, когда у станков, вместо ушедших на фронт мужчин, встали подростки. В исключительно короткие сроки трубный завод был практически полностью реконструирован. Осенью 1941 года построили восемь цехов, создав с нуля новое производство, обеспечив половину всего объема выпускаемых в войну гильз для артиллерийских снарядов, пулеметных лент и пружин для автоматического оружия. СТЗ в годы войны, воистину оказался монополистом по выпуску пружин для автоматов ППШ.

 

Выше расположено изображение - «Литейного отделения цеха №1. Завод №515 (ОЦМ)». Ещё выше - барельеф «Вертикальный пресс усилием 600 тонн. 1942 г. Завод № 515 (ОЦМ)». Первый эшелон с эвакуированными людьми и оборудованием прибыл в Каменск 14 ноября 1941 года, а уже в феврале 1942-го завод № 515 стал выпускать продукцию. За три месяца лютой зимы 1941-1942 годов возвели цеха и начали выпуск продукции для нужд фронта. Во всех патронах, несших смерть врагу, была и маленькая частичка завода по обработке цветных металлов (ОЦМ).

 

За стелой установлены четыре пилона высотой по 7 и 3 метра. На их внешней стороне размещены исторические фотографии, так же выполненные в алюминии, рассказывающие о работе каменцев в годы Великой Отечественной войны.

 

         Семиметровый пилон, слева от стелы, рассказывает о рабочих КУМЗа. История завода ведёт отсчёт с выхода постановления Экономсовета СССР № 513-99С от 3 июня 1939 года о строительстве в районе Каменска-Уральского завода № 268 как базы по производству магниевых сплавов.

В мае 1940 года начались строительные работы, но из-за начавшейся Великой Отечественной войны в планы строительства были внесены коррективы — строящийся завод принимает литейное и прокатное производства эвакуируемого из-под Москвы Ступинского металлургического завода (завод № 150). А уже 6 февраля 1942 года была сдана в эксплуатацию первая электрическая печь литейного цеха. Первая плавка металла была выполнена 14 февраля. В центре пилона - известное в Каменске-Уральском фото, запечатлевшее выпуск «Первой партии штамповок-лопастей для боевых самолетов. 1943 г. Завод 268 (КУМЗ)». 1 сентября 1943 года, под открытым небом, был пущен кузнечный цех; первой продукцией стали штамповки лопастей для фронтовых штурмовиков Ил-2. В ноябре задание по лопастям было выполнено, в декабре перекрыто на 3 процента. Вверху изображение: «Горизонтально-гидравлического пресса усилием 3,5 тысяч тонн в кузнечном цехе. 1943 г. Завод 268». Осенью 1943 года свою первую продукцию выдали кузнечный и профильно-прессовый цехи.

     

      На обратной стороне, этого пилона размещены 3 почётные грамоты: Самая нижняя -  Грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении Строительного треста №20 орденом Трудового Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года за успешное выполнение правительственных заданий по строительству авиационных заводов строительный трест № 20 Наркомата авиационной промышленности награжден орденом Трудового Красного Знамени. Трестом построены завод № 268 (Каменск-Уральский металлургический завод легких сплавов), силикатный комбинат, цеха завода № 515 (ОЦМ) и завода № 286 (Каменск-Уральский литейный завод).

В центре Грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении Красногорской ТЭЦ орденом Ленина. За быстрый ввод в действие и освоение сложного энергетического оборудования, за бесперебойное снабжение тепловой и электрической энергией алюминиевой и оборонной промышленности Урала Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1945 года Красногорская ТЭЦ была награждена орденом Ленина.

И вверху: Грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении УАЗа орденом Ленина. За успешное выполнение правительственного задания по снабжению алюминием и алюминиевыми сплавами авиационной и танковой промышленности Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Уральский алюминиевый завод был награжден орденом Ленина.

Стоящий рядом трёхметровый пилон рассказывает о рабочих: трестов, местных артелей, и горпромкомбината. Здесь так же, как и на других предприятиях отцов сменили их сыновья. «Б.Н. Грознов, токарь Горпромкомбината. 1943 г.».  Выше фрагмент фотографии «Внутренний вид цеха Кирпичного завода». По итогам января 1944 года среди средних предприятий союзного значения кирпичный завод завоевал переходящее Красное знамя Исполкома Горсовета и Горкома ВКП(б). Выдающимися результатами встречал завод Победу.

На обратной части, пилона размещен макет, подготовленный на основе публикаций местной прессы и выдержек из архивных документов военных лет.

Приведён отрывок из письма партактива города И.В. Сталину.1943 г. «…мы горды, счастливы тем, что в каждом уничтоженном фашистском танке, самолёте, орудии есть и частица нашего труда, нашей лютой ненависти к врагу и бесконечной любви к нашей родине.».

Строка из выступления 29 ноября 1942 года первого секретаря Свердловского обкома ВКП(б) В.М. Андрианова, «Каменск для нас дороже любой другой области.».

 Газета предприятия Постройкома и управления Уралалюминия «Крепость обороны» 17 октября 1942 г. с главным заголовком того времени - «Приказ родины выполнен».

Основание второго 7-и метрового пилона, расположенного справа от стелы, украшено литьём с архивной фотографии: «Работает ребёнок А.М. Лежнин, ученик слесаря в цехе №45. Март 1943 г. Завод № 286 (КУЛЗ)». По приказу № 1053сс от 9.10.1941г. часть Балашихинского завода № 120 эвакуирована в г. Каменск-Уральский Челябинской обл. на площадку строящегося завода № 286. Место было выбрано из-за наличия формовочного песка, формовочной глины и залежей бокситов. Изначально, промышленная площадка готовилась для строительства завода с «рабочим» номером 286. Строительство было запланировано с 1939 по 1945 годы. При тех темпах строительства это говорило о многом: завод должен был стать гигантом. На литейном заводе планировали запустить производство авиационных колёс, танковых катков. Но война резко ускорила эти планы. И уже осенью 1941 года стали прибывать первые эшелоны с эвакуируемым оборудованием и людьми. Зима 1941-1942 годов выдалась ранней и суровой. Отсутствие механизации сделали ручной труд совершенно невыносимым: люди, эвакуированные с предприятий в июне-июле, в летней одежде и лёгкой обуви разгружали вагоны, таща волоком на стальных листах оборудование. В цехах – помещениях с одними стенами, грелись у бочек с мазутом. Первые станки ставили под открытым небом. Нехватка материалов, квалифицированных рабочих, строителей замедляли пуск производства. Тем не менее, почти сразу приступили к организации производства. В одном из деревянных помещений разместили оборудование для литья. Установили термопечь, тут же - тигельные печи. Здесь же находился участок обработки литья. Работали по 12 часов – по закону военного времени. С февраля 1942 года началась подготовка к пуску цеха: опробовали оборудование, зажгли плавильные печи. Предпусковые дни в марте 1942 года были напряженными. 12 марта получились первые отливки без брака. Это и был день рождения нового авиационного завода, нового производства на Урале. Не случайно выше на стеле изображен истребитель Ла-5, один из тех самолётов, которые «обувал» литейный завод. Первые литые барабаны со съемной ребордой из магниевого сплава для этого самолета и стали точкой отсчета для Каменск-Уральского литейного завода.

    Венчает пилон «Внутренний вид цеха №42-б. 1942 г. Завод 286 (КУЛЗ)». Завод обеспечивал своей продукцией значительную часть сборочных авиационных предприятий и действующую фронтовую авиацию. Можно смело сказать, что в последние годы Великой Отечественной войны в превосходстве советской авиации над фашистами в воздухе есть доля труда и литейного завода, который всю войну обеспечивал нашу авиацию колесами к самолетам.

На обратной стороне пилона выбиты в металле названия Каменск-Уральских предприятий, и тех, что были эвакуированы в наш город, всех тех, кто приближал победу.

Они ковали победу

УАЗ

 Днепровский алюминиевый завод

Волховский алюминиевый завод

Кандалакшский алюминиевый завод

Тихвинский глиноземный завод

Тихвинские бокситовые рудники

 

. Красногорская ТЭЦ

Старобешевская тепловая электростанции

Воронежская теплоэлектроцентраль.

Зуевская ГРЭС и понизительные подстанции

Кураховская ГРЭС

Сталиногорская ГРЭС г. Сталиногорск, Тульская обл.

Несветайская ГРЭС г. Красный Сулин, Ростовская обл.

Сталинская ТЭЦ г. Москва

Фрунзенская ТЭЦ г. Москва

Дубровская ГЭС им. С.М. Кирова пос. Невдубстрой, Ленинградская обл.

 

СТЗ

Днепропетровский трубопрокатный завод им. В.И. Ленина

Московский завод «Красная труба»

Ленинградский завод им. В.М. Молотова

Нижнеднепровский трубопрокатный завод им. Карла Либкнехта

Таганрогский металлургический завод им. А.А. Андреева

Макеевский труболитейный завод им. В.В. Куйбышева

Тульский завод № 187, цех № 21

Мариупольский трубопрокатный завод им. В.В. Куйбышева

 

ОЦМ

Кольчугинский завод № 7 им. С. Орджоникидзе

Московский металлопрокатный завод фольгового производства

Ростовский фольгопрокатный завод

Институт «Гипроцветметобработка»

 

КМЗ

Днепровский магниевый завод г. Запорожье

Московский завод № 401

 

КУЛЗ

Авиационный завод № 120 Балашиха, Московская обл.

 

КУМЗ

Металлургический комбинат № 150 г. Ступино, Московская обл.

 

Строительные организации

Строительная организация Запорожского алюминиевого завода

Строительная организация Кандалакшского алюминиевого завода

Волховская строительная организация алюминиевого завода

Трест «Кавказэнергомонтаж» г. Баку

Строительный трест «Ивспецстрой» г. Иваново

Конотопская строительная организация магниевого завода

Подрядная организация «Теплоэлектропроект». г. Самара

Строительный трест № 41 Народный комиссариат авиационной промышленности

Всесоюзный монтажный трест «Строймонтаж», г. Москва

Строительный Трест № 30 г. Москва

 

Бытовая промышленность

Тульская швейная фабрика

Черкасский завод противопожарного оборудования им. Петровского

Орловская бумажная фабрика «Пролетарий»

Гормолзавод Крымской АССР

Лепельский птицекомбинат г. Лепель, Витебская обл. Белорусская ССР

 

Артель «Серп и молот» (чугунолитейный завод «Вагранка»)

Шахта «Красный горняк»

Карьеры и рудники

Горпромкомбинат

Артель «Швейпром»

Синарский железнодорожный узел и станция «Синарская» Южно-Уральской железной дороги.

На лицевой стороне малого, 3х метрового пилона, мы видим копию фотографии, выполненную в металле, с рабочими железнодорожниками. «Вагонники станции Синарская. Фото периода Великой Отечественной войны.». Железнодорожные линии нашей страны, в том числе и станции «Синарской» как стальные нервы соединяли тыл и фронт: на Запад, на фронт, шли эшелоны с мобилизованными и добровольцами, на Восток – с ранеными и эвакуированными. Несмотря на то, что все железнодорожники считались мобилизованными и имели «бронь», многие ушли на фронт добровольцами. На место ушедших, вернулись пенсионеры, пришли женщины и подростки. Более 50% личного состава железнодорожного узла станции Синарская составляли к концу войны женщины.

 

Над барельефом с молодыми железнодорожниками фрагмент с фотографии с такими же юными швеями. «Раскроечный цех швейной фабрики. Фото периода Великой Отечественной войны.» Одна из мастерских находилась в бывшем Белокуровском магазине. В ней работали девочки из детдома. Другая мастерская размещалась в здании Свято-Троицкой церкви. Основная продукция швейных мастерских – пошив военного обмундирования, реставрация и ремонт военной одежды, пошив светонепроницаемых штор.

 

Обратная сторона пилона — это взятый целиком документ: Решение Исполнительного комитета Каменск-Уральского Горсовета Депутатов трудящихся № 789. 25 декабря 1942 г. «О развёртывании дополнительной сети средних школ для подростков» при заводах города, выбывших из школ на работу на промышленные предприятия, которые теперь должны были обучаться без отрыва от производства.  

 

Каждая деталь архитектурной композиции на площади Ленинского комсомола несет в себе глубокий смысл и позволяет нам заглянуть в прошлое. Вся концепция проекта направлена на создание уникальной визуальной атмосферы, способной отправить зрителей в историческое путешествие. Даже стоящие по сторонам от пилонов фонтаны с подсветкой и музыкальным сопровождением настраивают на определённый лад.

Само понятие – Город трудовой доблести – очень важно для каменцев. Ведь от тыла, от его промышленного, технического, научного потенциала, от самоотверженного труда напрямую зависела победа на передовой.

Город трудовой доблести Каменск-Уральский! https://museum-kamensk.ru/gorod-trudovoj-doblesti/

Во время посещения сайта МАУК «Каменск-Уральский краеведческий музей им. И. Я. Стяжкина» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Хорошо