для слабовидящих

Предприятия, эвакуированные в Каменск-Уральский в период Великой Отечественной войны

СТЕЛА ГОРОД ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ

 

Указом Президента Российской Федерации за значительный вклад жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность 20 мая 2021 года городу Каменску-Уральскому присвоено почётное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести».

Символом города трудовой доблести стал монумент, посвященный жителям Каменска, ковавшим победу в тылу.

Весь монумент состоит из пяти частей: самой стелы и четырёх пилонов, расположенных за ней. Стела и пилоны выполнены из несущего металлического каркаса предприятием ООО «Синтра» и облицованы литыми листами алюминия с рельефным изображением, над которыми «колдовали» челябинские скульпторы. На стеле и пилонах отлиты картины, отражающие исторические материалы трудового подвига тыла. Весь комплекс выполнен в челябинской творческой мастерской Виктора Маркунасова. Двадцать скульпторов трудились над воплощением проекта на каменской земле скульптора-монументалиста Дениса Стритовича и архитектора Кирилла Сокольского.  

Центр всей композиции – величественная стела, высотой более 25 метров (25,14 м.) (с восьмиэтажное здание). Лицевая сторона выполнена из высокопрочного стекла. Венчает её герб нашего города. Боковые поверхности украшены барельефами с изображением предприятий и тружеников Каменска-Уральского, фрагментами историко-архивных фотографий и документов. Так, на левой стороне стелы размещены изображения с фотографиями из фонда Краеведческого музея: «Разливка алюминия на Уральском алюминиевом заводе в годы Великой Отечественной войны» и «Выливка кремния из печи №1. Уральский алюминиевый завод - 1941г.» Над ними – «Волковская плотина Красногорской ТЭЦ». Эти предприятия заслуженно отображены на главной стеле мемориала. Уральский алюминиевый завод, вошедший в строй 5 сентября 1939 года, всего один год и девять месяцев проработал в мирных условиях. Но вся тяжесть снабжения оборонной промышленности стратегическим металлом в первые годы Великой Отечественной войны легла именно на него. УАЗ с августа 1941 по январь 1943 года оставался единственным действующим алюминиевым предприятием; он дрался против всех заводов континентальной Европы, работавших на врага. С лета 1941 года началась эвакуация заводов, расположенных в западной части страны. До 500 вагонов в сутки прибывало тогда с эвакуированным оборудованием и людьми на Уральский алюминиевый. Несколько тысяч человек круглосуточно сортировали, ремонтировали и устанавливали прибывшее оборудование. Вдоль сегодняшних улиц Набережной и Исетской в 1941 году расположились бараки, напоминавшие очертаниями овощные теплицы-полусферы. Их изогнутые деревянные каркасы, обтянутые рубероидом, служили одновременно стенами и крышей, а внутри многоярусных бараков размещалось до полутысячи человек.

История мировой промышленности еще не знала такого разнообразного и масштабного строительства и таких коротких и напряженных пусковых сроков, в которые строились новые производственные мощности на УАЗе. Чтобы выстоять и победить в этой смертельной схватке, уральские алюминщики должны были в шесть раз увеличить выпуск своей продукции. Уже в 1941 году завод дал столько металла, сколько производили его в мирное время все алюминиевые заводы страны. Именно из каменского алюминия изготавливались самолеты всех типов, из каменского силумина – двигатели танков. Историки упоминают знаменитую фразу Иосифа Сталина «Дайте мне 30 тысяч тонн алюминия, и я выиграю войну». К слову, в Каменске-Уральском только в 1941 году произвели более 31 тысячи тонн. Алюминий – гордость каменцев. Именно поэтому все части стелы выполнены из этого металла.

       Красногорская ТЭЦ неразрывно связана с Уральским алюминиевым заводом. Ведь производство алюминия требовало колоссального количества электроэнергии. В начале 1941 года мощность КТЭЦ составляла 50 тысяч кВт, а уже к концу 1944 года была доведена до 250 тысяч кВт. - это невиданные темпы роста! И достигнуты они в тяжелейших условиях военного времени.

Правая сторона стелы украшена барельефными изображениями других градообразующих предприятий – Синарского трубного завода и Завода по обработке цветных металлов. Внизу расположена фотография, сделанная на Синарском трубном заводе в 1942 году, в тот период, когда у станков, вместо ушедших на фронт мужчин, встали подростки. В исключительно короткие сроки трубный завод был практически полностью реконструирован. Осенью 1941 года построили восемь цехов, создав с нуля новое производство, обеспечив половину всего объема выпускаемых в войну гильз для артиллерийских снарядов, пулеметных лент и пружин для автоматического оружия. СТЗ в годы войны, воистину оказался монополистом по выпуску пружин для автоматов ППШ.

 

Выше расположено изображение - «Литейного отделения цеха №1. Завод №515 (ОЦМ)». Ещё выше - барельеф «Вертикальный пресс усилием 600 тонн. 1942 г. Завод № 515 (ОЦМ)». Первый эшелон с эвакуированными людьми и оборудованием прибыл в Каменск 14 ноября 1941 года, а уже в феврале 1942-го завод № 515 стал выпускать продукцию. За три месяца лютой зимы 1941-1942 годов возвели цеха и начали выпуск продукции для нужд фронта. Во всех патронах, несших смерть врагу, была и маленькая частичка завода по обработке цветных металлов (ОЦМ).

 

За стелой установлены четыре пилона высотой по 7 и 3 метра. На их внешней стороне размещены исторические фотографии, так же выполненные в алюминии, рассказывающие о работе каменцев в годы Великой Отечественной войны.

 

         Семиметровый пилон, слева от стелы, рассказывает о рабочих КУМЗа. История завода ведёт отсчёт с выхода постановления Экономсовета СССР № 513-99С от 3 июня 1939 года о строительстве в районе Каменска-Уральского завода № 268 как базы по производству магниевых сплавов.

В мае 1940 года начались строительные работы, но из-за начавшейся Великой Отечественной войны в планы строительства были внесены коррективы — строящийся завод принимает литейное и прокатное производства эвакуируемого из-под Москвы Ступинского металлургического завода (завод № 150). А уже 6 февраля 1942 года была сдана в эксплуатацию первая электрическая печь литейного цеха. Первая плавка металла была выполнена 14 февраля. В центре пилона - известное в Каменске-Уральском фото, запечатлевшее выпуск «Первой партии штамповок-лопастей для боевых самолетов. 1943 г. Завод 268 (КУМЗ)». 1 сентября 1943 года, под открытым небом, был пущен кузнечный цех; первой продукцией стали штамповки лопастей для фронтовых штурмовиков Ил-2. В ноябре задание по лопастям было выполнено, в декабре перекрыто на 3 процента. Вверху изображение: «Горизонтально-гидравлического пресса усилием 3,5 тысяч тонн в кузнечном цехе. 1943 г. Завод 268». Осенью 1943 года свою первую продукцию выдали кузнечный и профильно-прессовый цехи.

     

      На обратной стороне, этого пилона размещены 3 почётные грамоты: Самая нижняя -  Грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении Строительного треста №20 орденом Трудового Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года за успешное выполнение правительственных заданий по строительству авиационных заводов строительный трест № 20 Наркомата авиационной промышленности награжден орденом Трудового Красного Знамени. Трестом построены завод № 268 (Каменск-Уральский металлургический завод легких сплавов), силикатный комбинат, цеха завода № 515 (ОЦМ) и завода № 286 (Каменск-Уральский литейный завод).

В центре Грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении Красногорской ТЭЦ орденом Ленина. За быстрый ввод в действие и освоение сложного энергетического оборудования, за бесперебойное снабжение тепловой и электрической энергией алюминиевой и оборонной промышленности Урала Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1945 года Красногорская ТЭЦ была награждена орденом Ленина.

И вверху: Грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении УАЗа орденом Ленина. За успешное выполнение правительственного задания по снабжению алюминием и алюминиевыми сплавами авиационной и танковой промышленности Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Уральский алюминиевый завод был награжден орденом Ленина.

Стоящий рядом трёхметровый пилон рассказывает о рабочих: трестов, местных артелей, и горпромкомбината. Здесь так же, как и на других предприятиях отцов сменили их сыновья. «Б.Н. Грознов, токарь Горпромкомбината. 1943 г.».  Выше фрагмент фотографии «Внутренний вид цеха Кирпичного завода». По итогам января 1944 года среди средних предприятий союзного значения кирпичный завод завоевал переходящее Красное знамя Исполкома Горсовета и Горкома ВКП(б). Выдающимися результатами встречал завод Победу.

На обратной части, пилона размещен макет, подготовленный на основе публикаций местной прессы и выдержек из архивных документов военных лет.

Приведён отрывок из письма партактива города И.В. Сталину.1943 г. «…мы горды, счастливы тем, что в каждом уничтоженном фашистском танке, самолёте, орудии есть и частица нашего труда, нашей лютой ненависти к врагу и бесконечной любви к нашей родине.».

Строка из выступления 29 ноября 1942 года первого секретаря Свердловского обкома ВКП(б) В.М. Андрианова, «Каменск для нас дороже любой другой области.».

 Газета предприятия Постройкома и управления Уралалюминия «Крепость обороны» 17 октября 1942 г. с главным заголовком того времени - «Приказ родины выполнен».

Основание второго 7-и метрового пилона, расположенного справа от стелы, украшено литьём с архивной фотографии: «Работает ребёнок А.М. Лежнин, ученик слесаря в цехе №45. Март 1943 г. Завод № 286 (КУЛЗ)». По приказу № 1053сс от 9.10.1941г. часть Балашихинского завода № 120 эвакуирована в г. Каменск-Уральский Челябинской обл. на площадку строящегося завода № 286. Место было выбрано из-за наличия формовочного песка, формовочной глины и залежей бокситов. Изначально, промышленная площадка готовилась для строительства завода с «рабочим» номером 286. Строительство было запланировано с 1939 по 1945 годы. При тех темпах строительства это говорило о многом: завод должен был стать гигантом. На литейном заводе планировали запустить производство авиационных колёс, танковых катков. Но война резко ускорила эти планы. И уже осенью 1941 года стали прибывать первые эшелоны с эвакуируемым оборудованием и людьми. Зима 1941-1942 годов выдалась ранней и суровой. Отсутствие механизации сделали ручной труд совершенно невыносимым: люди, эвакуированные с предприятий в июне-июле, в летней одежде и лёгкой обуви разгружали вагоны, таща волоком на стальных листах оборудование. В цехах – помещениях с одними стенами, грелись у бочек с мазутом. Первые станки ставили под открытым небом. Нехватка материалов, квалифицированных рабочих, строителей замедляли пуск производства. Тем не менее, почти сразу приступили к организации производства. В одном из деревянных помещений разместили оборудование для литья. Установили термопечь, тут же - тигельные печи. Здесь же находился участок обработки литья. Работали по 12 часов – по закону военного времени. С февраля 1942 года началась подготовка к пуску цеха: опробовали оборудование, зажгли плавильные печи. Предпусковые дни в марте 1942 года были напряженными. 12 марта получились первые отливки без брака. Это и был день рождения нового авиационного завода, нового производства на Урале. Не случайно выше на стеле изображен истребитель Ла-5, один из тех самолётов, которые «обувал» литейный завод. Первые литые барабаны со съемной ребордой из магниевого сплава для этого самолета и стали точкой отсчета для Каменск-Уральского литейного завода.

    Венчает пилон «Внутренний вид цеха №42-б. 1942 г. Завод 286 (КУЛЗ)». Завод обеспечивал своей продукцией значительную часть сборочных авиационных предприятий и действующую фронтовую авиацию. Можно смело сказать, что в последние годы Великой Отечественной войны в превосходстве советской авиации над фашистами в воздухе есть доля труда и литейного завода, который всю войну обеспечивал нашу авиацию колесами к самолетам.

На обратной стороне пилона выбиты в металле названия Каменск-Уральских предприятий, и тех, что были эвакуированы в наш город, всех тех, кто приближал победу.

Они ковали победу

УАЗ

 Днепровский алюминиевый завод

Волховский алюминиевый завод

Кандалакшский алюминиевый завод

Тихвинский глиноземный завод

Тихвинские бокситовые рудники

 

 Красногорская ТЭЦ

Старобешевская тепловая электростанции

Воронежская теплоэлектроцентраль.

Зуевская ГРЭС и понизительные подстанции

Кураховская ГРЭС

Сталиногорская ГРЭС г. Сталиногорск, Тульская обл.

Несветайская ГРЭС г. Красный Сулин, Ростовская обл.

Сталинская ТЭЦ г. Москва

Фрунзенская ТЭЦ г. Москва

Дубровская ГЭС им. С.М. Кирова пос. Невдубстрой, Ленинградская обл.

 

СТЗ

Днепропетровский трубопрокатный завод им. В.И. Ленина

Московский завод «Красная труба»

Ленинградский завод им. В.М. Молотова

Нижнеднепровский трубопрокатный завод им. Карла Либкнехта

Таганрогский металлургический завод им. А.А. Андреева

Макеевский труболитейный завод им. В.В. Куйбышева

Тульский завод № 187, цех № 21

Мариупольский трубопрокатный завод им. В.В. Куйбышева

 

ОЦМ

Кольчугинский завод № 7 им. С. Орджоникидзе

Московский металлопрокатный завод фольгового производства

Ростовский фольгопрокатный завод

Институт «Гипроцветметобработка»

 

КМЗ

Днепровский магниевый завод г. Запорожье

Московский завод № 401

 

КУЛЗ

Авиационный завод № 120 Балашиха, Московская обл.

 

КУМЗ

Металлургический комбинат № 150 г. Ступино, Московская обл.

 

Строительные организации

Строительная организация Запорожского алюминиевого завода

Строительная организация Кандалакшского алюминиевого завода

Волховская строительная организация алюминиевого завода

Трест «Кавказэнергомонтаж» г. Баку

Строительный трест «Ивспецстрой» г. Иваново

Конотопская строительная организация магниевого завода

Подрядная организация «Теплоэлектропроект». г. Самара

Строительный трест № 41 Народный комиссариат авиационной промышленности

Всесоюзный монтажный трест «Строймонтаж», г. Москва

Строительный Трест № 30 г. Москва

 

Бытовая промышленность

Тульская швейная фабрика

Черкасский завод противопожарного оборудования им. Петровского

Орловская бумажная фабрика «Пролетарий»

Гормолзавод Крымской АССР

Лепельский птицекомбинат г. Лепель, Витебская обл. Белорусская ССР

 

Артель «Серп и молот» (чугунолитейный завод «Вагранка»)

Шахта «Красный горняк»

Карьеры и рудники

Горпромкомбинат

Артель «Швейпром»

Синарский железнодорожный узел и станция «Синарская» Южно-Уральской железной дороги.

На лицевой стороне малого, 3х метрового пилона, мы видим копию фотографии, выполненную в металле, с рабочими железнодорожниками. «Вагонники станции Синарская. Фото периода Великой Отечественной войны.». Железнодорожные линии нашей страны, в том числе и станции «Синарской» как стальные нервы соединяли тыл и фронт: на Запад, на фронт, шли эшелоны с мобилизованными и добровольцами, на Восток – с ранеными и эвакуированными. Несмотря на то, что все железнодорожники считались мобилизованными и имели «бронь», многие ушли на фронт добровольцами. На место ушедших, вернулись пенсионеры, пришли женщины и подростки. Более 50% личного состава железнодорожного узла станции Синарская составляли к концу войны женщины.

 

Над барельефом с молодыми железнодорожниками фрагмент с фотографии с такими же юными швеями. «Раскроечный цех швейной фабрики. Фото периода Великой Отечественной войны.» Одна из мастерских находилась в бывшем Белокуровском магазине. В ней работали девочки из детдома. Другая мастерская размещалась в здании Свято-Троицкой церкви. Основная продукция швейных мастерских – пошив военного обмундирования, реставрация и ремонт военной одежды, пошив светонепроницаемых штор.

 

Обратная сторона пилона — это взятый целиком документ: Решение Исполнительного комитета Каменск-Уральского Горсовета Депутатов трудящихся № 789. 25 декабря 1942 г. «О развёртывании дополнительной сети средних школ для подростков» при заводах города, выбывших из школ на работу на промышленные предприятия, которые теперь должны были обучаться без отрыва от производства. 

 

Каждая деталь архитектурной композиции на площади Ленинского комсомола несет в себе глубокий смысл и позволяет нам заглянуть в прошлое. Вся концепция проекта направлена на создание уникальной визуальной атмосферы, способной отправить зрителей в историческое путешествие. Даже стоящие по сторонам от пилонов фонтаны с подсветкой и музыкальным сопровождением настраивают на определённый лад.

Само понятие – Город трудовой доблести – очень важно для каменцев. Ведь от тыла, от его промышленного, технического, научного потенциала, от самоотверженного труда напрямую зависела победа на передовой.

ПРЕДПРИЯТИЯ, ЭВАКУИРОВАННЫЕ В КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ

В ПЕРИОД

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

 

Уральский алюминиевый завод

 

 Днепровский алюминиевый завод

Строительство алюминиевого завода (в составе Днепровского алюминиевого комбината) в г. Запорожье Украинской ССР началось в 1930 г. в соответствии с планом ГОЭЛРО. Завод стал первым предприятием алюминиевой промышленности СССР. В 1933 г. завод дал первую продукцию — алюминий в слитках. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны 18 августа 1941 г. № 509 завод подлежал эвакуации из г. Запорожье в г. Каменск-Уральский Челябинской области. В тот же день 18 августа 1941 г. на заводе приступили к демонтажу оборудования. Вместе с оборудованием в г. Каменск-Уральский вывезены запасы металла и сырья, эвакуированы специалисты. Оборудование размещено на площадке строящегося Уральского алюминиевого завода. За счет оборудования эвакуированного завода построены новые цеха, и в декабре 1941 г. увеличен выпуск алюминия.

Ист.: ОГАЧО. П-288. Оп. 6. Д. 114. Л. 15; Оп. 42. Д. 17. Л. 389; РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 13. Л. 129.

 

Волховский алюминиевый завод

В августе 1929 г. Совет народных комиссаров СССР принял решение о строительстве алюминиевого комбината на базе Волховской ГЭС. Волховский алюминиевый завод основан в 1931 г., в мае 1932 г. алюминиевое производство сдано в эксплуатацию. В начале Великой Отечественной войны завод эвакуирован из г. Волхов Ленинградской области в г. Каменск-Уральский Челябинской области. Оборудование размещено на площадке строящегося Уральского алюминиевого завода. За счет прибывшего оборудования построены новые цеха, и в декабре 1941 г. увеличен выпуск алюминия.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 6. Д. 114. Л. 15.

 

Кандалакшский алюминиевый завод

Строительство Кандалакшского алюминиевого завода

Единственный в мире алюминиевый завод, расположенный за Полярным кругом, строительство которого было начато в 1939 г. Завод вступил в эксплуатацию в 1952 г. В начале Великой Отечественной войны оборудование строящегося завода эвакуировано из г. Кандалакши Мурманской области в г. Каменск-Уральский Челябинской области. Прибывшее оборудование было размещено на площадке строящегося Уральского алюминиевого завода. За счет прибывшего оборудования были построены новые цеха, благодаря чему в декабре 1941 г. увеличился выпуск алюминия.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 6. Д. 114. Л. 15.

 

Тихвинский глиноземный завод

Производство на предприятии запущено в 1940 г. В начале Великой Отечественной войны Тихвинский глиноземный завод эвакуирован из пос. Бокситогорск Ленинградской области в г. Каменск-Уральский Челябинской области. Оборудование размещено на площадке строящегося Уральского алюминиевого завода. За счет эвакуированного оборудования были построены новые цеха, и в декабре 1941 г. увеличился выпуск алюминия.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 6. Д. 114. Л. 15.

 

Тихвинские бокситовые рудники

Разработка Тихвинских бокситовых рудников началась в конце 1920-х гг. и велась в основном ручным способом. В связи с началом строительства Волховского и Днепропетровского алюминиевых заводов техническое оснащение рудников улучшилось, здесь появились думпкары и паровозы широкой колеи. 15 сентября 1932 г. впервые был получен советский глинозем из тихвинских бокситов в промышленном масштабе. Во время Великой Отечественной войны оборудование бокситовых рудников эвакуировано из г. Тихвина Ленинградской области в г. Каменск-Уральский Челябинской области. Оборудование размещено на железнодорожной станции УАЗ (станция строящегося Уральского алюминиевого завода).

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 20 об.

.

 

Красногорская ТЭЦ

 

На Красногорскую ТЭЦ было эвакуировано самое разнотипное оборудование, демонтированное с самых крупнейших электростанций центральной части России, таких как: Старобешевской тепловой электростанции; Воронежской теплоэлектроцентрали.

 

 

 

Зуевская ГРЭС и понизительные подстанции

Первый электрический ток дала в 1931 г., первая очередь электростанции пущена в эксплуатацию в 1932 г. На основании постановления Государственного Комитета Обороны 9 октября 1941 года № 749сс эвакуирована из г. Донбасса Украинской ССР в г. Челябинск. Размещена на площадках Челябинской и Каменской ТЭЦ.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 24; Оп. 42. Д. 18. Л. 220.

 

Кураховская ГРЭС

Строительство Кураховской ГРЭС началось в 15 километрах от с. Кураховки Донецкой области летом 1936 г. Она должна была пополнить мощности двух энергосистем юга СССР — «Донэнерго» и «Приднепровэнерго». 6 июля 1941 г. первая очередь станции была введена в эксплуатацию. В связи с приближением к ГРЭС линии фронта в ходе Великой Отечественной войны оборудование Кураховской ГРЭС эвакуировано на площадку Красногорской и Каменской области. На Красногорскую ТЭЦ поступили: турбина на 50 тысяч кВт. и котел на 160—200 тонн. Срок монтажа был намечен на 15 ноября — 15 декабря 1941 г. На Каменскую ТЭЦ прибыла часть оборудования (турбина, генератор и котел на 160—200 тонн), монтаж произведен после 4 ноября 1941 г.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 199.

 

Сталиногорская ГРЭС г. Сталиногорск, Тульская обл.

Строительство электростанции связано с планами строительства в г. Бобрики (Сталиногорска) крупного химического комбината, открытия новых шахт, строительства керамического и других заводов. Для обеспечения предприятий электроэнергией в 1930 г. начато строительство Бобриковской ГРЭС, завершено в 1934 г. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны 13 октября 1941 г. № 789сс оборудование Сталиногорской ГРЭС эвакуировано из г. Сталиногорска Тульской области в Челябинскую область. К 31 декабря 1941 г. прибыло два вагона с оборудованием. Прибывшее оборудование размещено на площадках Челябинской ТЭЦ (котел на 120—160 тонн и турбогенератор, повысительные трансформаторы) и Каменской ГРЭС (котел на 120—160 тонн и барабаны).

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 198—199; Д. 146. Л. 23 об.; Оп. 42. Д. 18. Л. 288. РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 22. Л. 168.

 

 

 

Несветайская ГРЭС г. Красный Сулин, Ростовская обл.

Согласно плану ГОЭЛРО, в 1935 г. разработан проект строительства ГРЭС в Ростовской области. Строительство началось 9 июля 1936 г. В сентябре 1941 г. в соответствии с планом третьей пятилетки смонтирован и опробован первый блок мощностью 50 тысяч кВт, в октябре 1941 г. по постановлению Государственного Комитета Обороны начался демонтаж оборудования и эвакуация его на Урал. Оборудование Несветайской ГРЭС эвакуировано из г. Красный Сулин Ростовской области в г. Каменск-Уральский Челябинской области. Прибывшее оборудование (2 котла на 160—200 тонн и генераторы) размещено на площадке Красногорской ТЭЦ. Срок пуска в эксплуатацию был назначен на 20 декабря 1941 г. — 1-й квартал 1942 г.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 110, 199.

 

Сталинская ТЭЦ г. Москва

ТЭЦ-11 была открыта в Сталинском районе г. Москвы недалеко от завода «Компрессор» в начале 1930-х гг. Позже именовалась как Сталинская. На основании постановления Государственного Комитета Обороны 13 октября 1941 г. № 789сс эвакуирована в Челябинскую область на площадки Челябинской и Каменской (г. Каменск-Уральский) ТЭЦ. В декабре 1941 г. в эвакуацию прибыли два вагона оборудования. Всего поступило 250 вагонов оборудования городских электростанций г. Москвы.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 23 об.; РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 22. Л. 170.

 

Фрунзенская ТЭЦ г. Москва

ТЭЦ г. Москвы заложена в 1931 г., масштабные строительные работы развернулись в 1938 г., к лету 1941 г. на ТЭЦ запущена первая 25-мегаваттная турбина. По постановлению Государственного Комитета Обороны 13 октября 1941 г. № 789сс оборудование Фрунзенской ТЭЦ эвакуировано в Челябинскую область на площадки Челябинской ТЭЦ и Красногорской ТЭЦ (г. Каменск-Уральский). В г. Челябинск прибыло два котла, турбина и генератор, на Красногорскую ТЭЦ — турбина, которая была установлена и пущена 17 декабря 1941 г.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 198—199; Д. 146. Л. 23 об.; РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 22. Л. 170.

 

 

 

Дубровская ГЭС им. С.М. Кирова пос. Невдубстрой, Ленинградская обл.

Закладка фундамента Дубровской ГЭС состоялась 13 июня 1931 г. в пос. Невдубстрой (с 1953 г. г. Кировск) Ленинградской области. 27 марта 1933 г. состоялся торжественный пуск Государственной электростанции № 8 (Дубровской), на котором присутствовал С. М. Киров, курировавший стройку. Весной 1934 г. 8-й ГЭС было присвоено его имя. В 1940 г. станция была выведена на полную проектную мощность — 200 тысяч кВт. В начале Великой Отечественной войны часть оборудования Дубровской ГЭС эвакуирована в г. Каменск-Уральский Челябинской области на Красногорскую ТЭЦ. Вместе с прочим оборудованием прибыл и установлен турбоагрегат на 50 тысяч кВт.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 110.

 

 

Синарский трубный завод

 

Днепропетровский трубопрокатный завод им. В.И. Ленина

Завод основан в г. Екатеринославле (г. Днепропетровск Украинской ССР) франко-бельгийским акционерным обществом Русских трубопрокатных заводов «Шодуар» в 1889 г. В 1918—1920 гг. предприятие простаивало. Возрождение завода связано с периодом индустриализации. За успешное выполнение правительственных заданий в годы первых пятилеток в 1939 г. завод награжден орденом В. И. Ленина. В 1941 г. цех тонкостенных труб предприятия эвакуирован из г. Днепропетровска в г. Каменск-Уральский Челябинской области на Синарский трубный завод. Поступило 17 волочильных станов, два стана холодной прокатки, отпускные и вертикальные печи, вспомогательное оборудование (молота, пилы, плавильные станы, инструментальная и механическая мастерские, насосное оборудование). Оборудование на время строительства нового цеха размещено в фасонолитейном цехе завода. К концу 1941 г. эвакуированное оборудование цеха завода находилось в стадии монтажа. Первая очередь цеха (восемь цепей и четыре обжиговые печи) пущены в эксплуатацию 15 ноября 1941 г. Вторая очередь (шесть цепей, два стана «Рокрайт», стан «Кизерлинг» и пять обжигательных печей) пущена в январе 1942 г. Строительство цеха задерживалось из-за отсутствия 600 тонн огнеупорных кирпичей и рабочей силы.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 46 — 46 об., 113; Д. 146. Л. 23.

 

Московский завод «Красная труба»

Предприятие основано 29 июля 1932 г. как предприятие по производству водогазопроводных труб для нужд городского хозяйства Москвы. Трубы изготавливались методом печной сварки, протягиванием нагретой полосы металла через воронку. В конце 1930-х гг. в связи с развитием автомобилестроения на заводе освоен выпуск электросварных труб. Для обеспечения производства сварных труб качественной заготовкой на заводе был построен лентопрокатный цех. В военное время оборудование завода частично эвакуировано в г. Каменск-Уральский на Синарский труболитейный завод. Из Москвы прибыл один вагон с электросварочной машиной, оборудование было размещено на территории модельного цеха. Электросварочная машина была смонтирована, и цех электросварочных труб введен в эксплуатацию 15 ноября 1941 г. Цех выпускал сверные гильзы, авиационные трубы, стальные ленты и пружины, литье труб.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 46 об., 113; Д. 146. Л. 23; Оп. 6. Д. 114. Л. 9; РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 25. Л. 24.

 

Ленинградский завод им. В.М. Молотова

Завод построен в 1898 г. в г. Санкт-Петербурге. Владельцем завода являлось акционерное общество Северных механических и котельных заводов. До 1914 г. Северный механический и котельный завод выпускал паровые котлы, металлоконструкции, электрические краны, узкоколейные железные дороги и подвижной состав для них, керосино-кадильные фонари. С 1914 г. налажен выпуск корпусов различных мин, якорей, шаровых буев и деталей тралов. Для военного ведомства изготовляли баллоны для удушливых газов, алюминиевые фляги, автоклавы-стерилизаторы. В 1923 г. завод стал называться «Знамя труда», восстановлено производство чугунного и медного литья, выпускали водопроводные краны, гильзы, тройники, пожарные насосы. В конце 1920-х гг. началось расширение производства, были построены новые цеха и начат выпуск стального литья и арматуры для новостроек (Магнитогорска, Кузнецка, Днепростроя, московского метро), задвижек, карбюраторов, фонтанной арматуры для нефтяников, арматуры для крекинг-процессов. В 1931 г. завод переименован в арматурный литейно-механический завод имени В. М. Молотова. В соответствии с постановлениями Государственного Комитета Обороны 11 июля 1941 г. № 99сс и 20 июля 1941 г. № 220сс предприятие эвакуировано в Челябинскую область на Синарский труболитейный завод в г. Каменск-Уральский (семь станов холодной прокатки) и в Магнитогорск на металлургический комбинат (сталеплавильное и канатное оборудование). На Синарский труболитейный завод прибыло 24 вагона с оборудованием цеха холоднокатаной ленты, в том числе три электропечи Siemens. 19 сентября 1941 г. эвакуированное оборудование приступило к работе. На Магнитогорский металлургический комбинат поступило 15 вагонов с оборудованием сталепроволочного метизного и канатного цехов. На базе трех эвакуированных заводов: имени В. М. Молотова, имени И. И. Лепсе и Нижнеднепровского организован Магнитогорский завод металлических изделий, который выпускал тяжелые канаты и специальный пруток.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 23 об., 75, 111; Д. 146. Л. 23; Оп. 6. Д. 114. Л. 5, 7; Ф. П-234. Оп. 15. Д. 47. Л. 13 об. — 14; РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 6. Л. 158; Д. 14. Л. 67.

 

Нижнеднепровский трубопрокатный завод им. Карла Либкнехта

Завод Гантке (Тадеуш Бернардович Гантке — ученый, основатель завода) основан в 1891 г. в г. Екатеринославле (Днепропетровск). Выпускал заклепки, мелкие рельсовые изделия, гвозди, проволоку, болты и костыли для крепления рельсов. В 1922 г. завод переименован в Екатеринославский государственный металлургический завод. Осенью 1922 г. заводу присвоено имя Карла Либкнехта. В 1931 г. запущена первая мартеновская печь. В начале Великой Отечественной войны новомеханический цех по производству железных сверных гильз 122-мм и 152-мм трубопрокатного завода имени Карла Либкнехта эвакуирован из Нижнеднепровска в г. Каменск-Уральский Челябинской области на Синарский труболитейный завод. Оборудование (241 станок) размещено и пущено в эксплуатацию 5 ноября 1941 г. Часть оборудования во время эвакуации была переадресована в г. Первоуральск Свердловской области на трубный завод.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 44, 46 — 46 об., 113; Д. 146. Л. 22 об.,23; Оп. 42. Д. 18. Л. 60; РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 25. Л. 24.

 

Таганрогский металлургический завод им. А.А. Андреева

Предприятие основано в 1896 г. акционерным Русско-Бельгийским обществом. Открытие завода состоялось 28 июня 1897 г., когда была задута первая доменная и мартеновская печи, подготовили к пуску листопрокатный цех. В 1933 г. построен и запущен трубопрокатный цех, оснащенный пильгер-станами производства немецкой компании. В начале Великой Отечественной войны оборудование завода (труболитейный цех) подлежало эвакуации в Челябинскую область в г. КаменскУральский на Синарский труболитейный завод. Вывезти оборудование полностью не удалось, завод был почти весь разрушен. Поступило несколько вагонов некомплектного оборудования. Было принято решение его не восстанавливать, так как имелось аналогичное эвакуированное оборудование с других заводов, которое было уже установлено и запущено в работу.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 47; Оп. 6. Д. 114. Л. 10.

 

 

Макеевский труболитейный завод им. В.В. Куйбышева

Предприятие основано в 1885 г. в г. Макеевке. На основании постановления Государственного Комитета Обороны 9 октября 1941 г. № 755сс в г. Каменск-Уральский на Синарский труболитейный завод эвакуирован труболитейный цех Макеевского завода имени В. В. Куйбышева. На завод поступило 12 вагонов некомплектного оборудования. Было принято решение не восстанавливать это оборудование, так как аналогичное эвакуированное оборудование уже смонтировано и установлено в новом цехе.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 47; Д. 146. Л. 23; Оп. 6. Д. 114. Л. 9; РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 22. Л. 5.

 

Тульский завод № 187, цех № 21

Гильзовый завод «Новая Тула» основан в 1936 г. и в том же году был переименован в завод № 187. Выпускал корпуса снарядов, взрыватели, гильзы (латунные, полевые, зенитные, гаубичные, железные). В начале Великой Отечественной войны завод № 187 эвакуирован в г. Новосибирск на площадку комбината № 179, где был организован завод № 187а; в г. Омск на завод № 513а; в г. Кемерово на площадку завода № 606. Цех № 21 холодной прокатки в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны 9 октября 1941 г. № 750сс эвакуирован на площадку Синарского труболитейного завода в г. Каменск-Уральский Челябинской области. На завод поступило 38 вагонов эвакуированного оборудования: станы «Робертсон», электропечи, вспомогательное оборудование. Станы установлены в новых лентокатальных цехах завода. Монтаж всех станов должен был закончиться 1 января 1942 г., но к январю только приступили к строительству мотогенераторного помещения, началось бетонирование фундамента под станы и электропечи. Задержка пуска произошла из-за недостающего оборудования, кабельной продукции и стройматериалов, а также рабочей силы, поэтому срок пуска оборудования был перенесен на 25 декабря 1942 г.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 46 об., 114; Д. 146. Л. 23; Оп. 6. Д. 114. Л. 10; Оп. 42. Д. 18. Л. 221.

 

Мариупольский трубопрокатный завод им. В.В. Куйбышева

Завод построен в 1930 г. как трубопрокатный цех Мариупольского металлургического завода имени Ильича (Украинская ССР). В 1936 г. выделился из завода как самостоятельное производство — трубопрокатный завод имени В. В. Куйбышева. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны 16 сентября 1941 г. предприятие эвакуировано. Крупногабаритное оборудование из-за нехватки вагонов отправлено морским путем до г. Батуми, а затем по железной дороге до г. Баку, оттуда морем в г. Красноводск и далее по железной дороге на Урал. В г. Каменск-Уральский Челябинской области на Синарский труболитейный завод в конце 1941 г. прибыло 98 вагонов с оборудованием (ожидалось 300). Срок пуска прибывшего трубопрокатного стана Манесмана был установлен Советом народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) 15 мая 1942 г. Стан должен быть установлен в новом здании цеха. Строительство здания вели строительные батальоны наркомата строительства.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 47, 113—114; Д. 146. Л. 23; Оп. 42. Д. 18. Л. 52.

 

 

Завод по обработке цветных металлов

 

Кольчугинский завод № 7 им. С. Орджоникидзе

Предприятие основано в 1871 г. в с. Кольчугино Владимирской губернии на базе бумажной фабрики. До 1917 г. здесь изготавливали медные и латунные листы, чайники, самовары, проволоку. Накануне Великой Отечественной войны завод поставлял прокат из цветных металлов для нужд народного хозяйства, стал научным центром в области металловедения и обработки цветных металлов. В начале войны предприятие эвакуировано в Казахскую ССР, цеха № 3 (наркомата цветной металлургии) и № 13 (наркомата боеприпасов) в г. Каменск-Уральский Челябинской области на строящийся магниевый завод, в дальнейшем завод № 515. В г. Каменске-Уральском за 50 дней был пущен прокатный стан, первая плавка металла выдана 14 февраля 1942 г. Наряду с металлургическим производством завод № 515 в годы войны наладил выпуск боеприпасов на базе цеха № 13 Кольчугинского завода.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 16.

 

Московский металлопрокатный завод фольгового производства

Эвакуирован из г. Москвы в г. Каменск-Уральский Челябинской области. Оборудование размещено на площадке магниевого завода. Вошел в состав завода № 515 по обработке цветных металлов.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 20 об.; Оп. 6. Д. 114. Л. 14.

 

Ростовский фольгопрокатный завод

Предприятие построено в годы первых пятилеток. Завод эвакуирован из г. Ростова-на-Дону в г. Каменск-Уральский Челябинской области в октябре 1941 г. Оборудование размещено на площадке магниевого завода. Вошел в состав завода № 515 по обработке цветных металлов. Производил трубопрокатные изделия, проволоку и фольгу.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 20 об.; Оп. 6. Д. 114. Л. 14.

 

Институт «Гипроцветметобработка»

 

В начальный период Великой Отечественной войны (1941-1942) институт был эвакуирован из Москвы на Урал и в Казахстан, где были организованы пять проектных бригад, которые в сложных условиях военного времени в кратчайшие сроки разрабатывали неординарные проектные решения по размещению и монтажу на новых местах эвакуированного из западной части страны технологического оборудования для производства проката из цветных металлов.

За период с ноября 1941 г. по март 1942 г. на базе оборудования, эвакуированного с четырех заводов ОЦМ, были спроектированы и созданы 5 новых заводов: 4 на Урале, 1 в Казахстане.

Группой института «Гипроцветметобработка», эвакуированной в Каменск-Уральский, совместно с конструкторским отделом завода, возглавляемым А.Ф. Зриловым, были развернуты проектные работы: одновременно проектировали и разрабатывали рабочие чертежи на строящиеся здания и фундаменты под оборудование.

Народный комиссар цветной металлургии, член ГКО П.Ф. Ломако предложил для форсирования строительства цехов завода №515 прикрепить самых сильных инженеров на каждый цех, назвав их начальниками участков.

 

 

Каменский магниевый завод

 

Днепровский магниевый завод г. Запорожье

Предприятие основано в 1935 г., было первым промышленным производителем магния в СССР. В 1938 г. за высокие производственные достижения завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. В начале Великой Отечественной войны часть оборудования эвакуирована из г. Запорожье Украинской ССР в г. Каменск-Уральский Челябинской области. Прибывшее оборудование размещено на площадке строящегося Уральского алюминиевого завода. За счет прибывшего оборудования были построены новые цеха, после чего в декабре 1941 г. выпуск алюминия увеличился.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 6. Д. 114. Л. 15.

 

Московский завод № 401

Строительство завода № 401 началось в конце июля 1937 г., пуск состоялся в 1938 г. Предприятие выпускало термит — 12 тысяч тонн в год; сплав АМ — 600 тонн; алюминиевую пудру — 80 тонн в год. После начала войны завод был эвакуирован в г. Ашу Челябинской области (производство термита, 81 единица оборудования, 204 человека). К 20 декабря 1941 г. из 79 вагонов прибыло 53, приехали 200 рабочих с семьями, всего 400 человек. Постановлением Государственного Комитета Обороны 9 ноября 1941 г. № 877 определена дата начала выпуска боеприпасов — 1 декабря 1941 г. Завод разместился в здании клуба лесокомбината. Часть завода № 401 была эвакуирована в г. Каменск-Уральский Челябинской области на строящийся магниевый завод. Эвакуированное оборудование завода № 401, Ростовского и Московского фольгопрокатных заводов, цеха № 3 Кольчугинского завода образовали производство по обработке цветных металлов и самостоятельный завод № 515. В 1943 г. строительство магниевого завода продолжалось.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 20 об., 41; Д. 307. Л. 123; Оп. 6. Д. 114. Л. 14, 36; Оп. 42. Д. 19. Л. 346; РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 25. Л. 10.

 

 

Каменск-Уральский литейный завод

 

Авиационный завод № 120 Балашиха, Московская обл.

Строительство завода № 120 было начато в г. Балашиха Московской области в 1932 г. и продолжалось до 1938 г. Перед войной организован филиал предприятия на Нижнетагильском вагоностроительном заводе. После начала Великой Отечественной войны половина завода № 120 и конструкторского бюро эвакуирована в г. Нижний Тагил на площадку своего филиала. Другая часть завода, в том числе испытательная станция с личным составом в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны 8 октября 1941 г. № 741 эвакуирована в г. Каменск-Уральский Челябинской области на площадку строящегося завода № 286. В октябре 1941 г. завод № 120 и завод № 286 объединились в завод № 120. К ноябрю 1941 г. в г. Каменск-Уральский прибыло 15 прессов и испытательная станция, вскоре приступили к монтажу оборудования. На заводе работали 1215 человек, предприятие производило колеса для самолетов и устройства для управления тормозами колес.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 5а; Д. 146. Л. 26 об., 34 об.; Оп. 6. Д. 114. Л. 21; РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 21. Л. 113.

 

 

Каменск-Уральский металлургический завод

 

Металлургический комбинат № 150 г. Ступино, Московская обл.

Основан в 1936 г. как Ступинский комбинат легких сплавов. Постановлением Государственного Комитета Обороны 8 октября 1941 г. № 741 часть металлургического производства эвакуирована из г. Ступино Московской области в г. Каменск-Уральский Челябинской области, где получила название завод № 150. Остальная часть завода эвакуирована в пос. Безымянка Куйбышевской области и в г. Верхняя Салда Свердловской области. Прибывшее в Челябинскую область оборудование размещено на площадке строящегося завода № 268. К ноябрю 1941 г. в г. Каменск-Уральский прибыло десять вагонов оборудования, 400 человек, остальное оборудование находилось еще в пути. В феврале 1942 г. часть оборудования и личного состава в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны 16 февраля 1942 г. № 1992с возвращена в г. Ступино, оставшаяся часть влилась в состав завода № 268.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 145. Л. 5а; Д. 146. Л. 26 об., 34 об.; Оп. 42. Д. 18. Л. 279; РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 21. Л. 268; Д. 37. Л. 51.

 

 

Строительные организации

 

Трест «Уралалюминстрой»

 

Управление Строительством Каменскими Заводами — Строитель-монтажный трест № 20

 

 

Строительная организация Запорожского алюминиевого завода

Строительная организация Запорожского алюминиевого завода эвакуирована из г. Запорожье Украинской ССР в г. Каменск-Уральский в июле 1941 г. Срок ввода в строй объектов Уральского алюминиевого завода: электролизные цеха октябрь — декабрь 1941 г., глиноземный цех — с декабря 1941 по март 1942 г.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 20 об.

 

Строительная организация Кандалакшского алюминиевого завода

Строительная организация строящегося Кандалакшского алюминиевого завода эвакуирована из г. Кандалакши Мурманской области в г. Каменск-Уральский Челябинской области. Участвовала в строительстве магниевого и алюминиевого заводов.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 20 об.

 

Волховская строительная организация алюминиевого завода

Строительная организация Волховского алюминиевого завода эвакуирована из г. Волхова Ленинградской области в г. Каменск-Уральский Челябинской области в июле 1941 г. Срок ввода в строй объектов Уральского алюминиевого завода: электролизные цеха — октябрь — декабрь 1941 г., глиноземный цех — с декабря 1941 по март 1942 г.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 20.

 

 

Трест «Кавказэнергомонтаж» г. Баку

Трест «Кавказэнергомонтаж» находился в г. Баку Азербайджанской ССР и занимался монтажом оборудования электростанций. На основании постановления Государственного Комитета Обороны 30 августа 1941 г. трест «Кавказэнергомонтаж» эвакуирован в г. Каменск-Уральский Челябинской области. Трест был размещен на площадке Красногорской ТЭЦ. В документе об эвакуированных и размещенных предприятиях за декабрь 1941 г. числится как прибывший.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 30 об.

 

Строительный трест «Ивспецстрой» г. Иваново

Предприятие эвакуировано в сентябре 1941 г. из г. Иваново в Челябинскую область. Прибыло 400 рабочих на строительство Аргазинского водохранилища, которые влились в строительный трест «Аргазистрой». Для строительства Красногорской теплоэлектростанции в г. Каменск-Уральский отправлено 500 строителей треста.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 31.

 

 

Конотопская строительная организация магниевого завода

Предприятие эвакуировано из г. Конотоп Харьковской области в г. Каменск-Уральский на строительство магниевого завода. Строители размещены в бараках на железнодорожной станции.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 20 об.

 

Подрядная организация «Теплоэлектропроект». г. Самара

 

В начале 1942 г. Государственный всесоюзный трест по проектированию и изысканию тепловых электрических станций, сетей и подстанций «Теплоэлектропроект» начал перестраивать свою деятельность в условиях эвакуации.

Перебазирование промышленности на восток страны потребовало интенсивного развития энергохозяйства Урала, Северного Казахстана, Центральной Сибири и Средней Азии. Был утвержден список ударных строек, в который также вошли электростанции, имевшие оборонное значение. А ряд строительств электростанций, ведущихся по проектам «Теплоэлектропроекта» получил высокую оценку Наркомата электростанций: «Красногорская ТЭЦ», Челябинская ТЭЦ, и др.

 

Строительный трест № 41 Народный комиссариат авиационной промышленности

 

Строительный трест № 41 НКАП (Народный Комиссариат Авиационной Промышленности) был эвакуирован в наш город в августе 1941 года. Заводы, входящие в состав треста, располагались по всей стране: в Москве и Московской области (Лианозовское предприятие), в Актюбинске, Казани, Глазове и других городах.

В город Каменск-Уральский было переведено специальное проектное бюро НКАП. Уральская контора Треста № 41 проектировала и руководила строительством заводов Наркомата авиационной промышленности (в том числе КУЛЗ, КУМЗ). В Каменске-Уральском тресту принадлежали: завод Металлоконструкций, Силикатный комбинат, Байновский бутово-щебёночный карьер, позднее присоединён чугунолитейный завод «Серп и молот».

 

Всесоюзный монтажный трест «Строймонтаж», г. Москва

 

С первых дней Великой Отечественной войны особо остро был поставлен вопрос о срочной достройке и расширении Уральского алюминиевого завода и Красногорской ТЭЦ. На площадку УАЗа стали поступать эшелоны с оборудованием и людьми: Московская строительная организация «Дворец Советов», Всесоюзный монтажный трест «Строймонтаж» эвакуировались на площадку УАЗа в полном составе рабочих, ИТР и служащих.

 

Строительный Трест № 30 г. Москва

 

С началом Великой Отечественной войны потребовалось резкое усиление темпов строительства площадок для эвакуации оборонных предприятий.  В этих целях постановлением ГКО от 12.07.1941 г. наркомату авиационной промышленности необходимо было обеспечить в кратчайший срок строительство Каменских заводов. Для усиления темпов работ из Москвы в г. Каменск-Уральский был эвакуирован трест №30. Трест №5 вошел в его состав.  

 

                             Управление строительством Дворца Советов

 

 

Бытовая промышленность

 

 

Тульская швейная фабрика

 

В 1942 году в Каменск-Уральский поступило швейное оборудование с эвакуированной Тульской швейной фабрики, оно было достаточно изношенным и находилось в разбитом состоянии.

 

Черкасский завод противопожарного оборудования им. Петровского

Наркомат миномётного вооружения. г. Черкассы Киевской области Украинской ССР. Решением Совета эвакуации от 11.08. 1941 г., № 5344. был эвакуирован в г. Курган. В Феврале 1942г. размещён на площадях музыкальной фабрики, а также на территории Каменской и Колчеданской МТС Каменского района. Производство мин 82 мм.

ОГАЧО. Ф.П-288. Оп. 4.Д. 146. Л. 21,49 об. ОГАЧО. Ф.П-288. Оп. 4.Д. 145. Л. 20.ОГАЧО. Ф.П-288. Оп. 42.Д. 18. Л. 105.ОГАЧО. Ф. Р274. Оп. 20.Д. 1. Л. 22.ОГАЧО. Ф. Р274. Оп. 20.Д. 1. Л. 29.ОГАЧО. Ф.П-288. Оп. 6.Д. 114. Л. 30.

 

Орловская бумажная фабрика «Пролетарий»

По распоряжению Совета по эвакуации 9 августа 1941 г. фабрика эвакуирована из г. Орла в города Каменск-Уральский и Магнитогорск Челябинской области. К началу 1942 г. эвакуированное оборудование перенаправлено в Покровский район Челябинской области в пос. Горный близ г. Каменска-Уральского и размещено на Знаменской картонной фабрике «Свободный труд». В годы войны фабрика выпускала семь сортов картона, работало около 100 рабочих.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 26, 32 об.; Ф. Р-274. Оп. 20. Д. 1. Л. 20.

 

Гормолзавод Крымской АССР

В начале Великой Отечественной войны по решению Совета по эвакуации № 241 предприятие эвакуировано из Крыма в города Челябинск и Каменск-Уральский Челябинской области. В списке предприятий, эвакуированных в Челябинскую область, значится, что оборудование прибыло в г. Каменск-Уральский. О прибытии оборудования в Челябинск информации не выявлено.

Ист.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 26, 32.

 

 

Лепельский птицекомбинат г. Лепель, Витебская обл. Белорусская ССР

Предприятие эвакуировано в соответствии с решением Совета по эвакуации № 240 из г. Лепель Витебской области Белорусской ССР в г. Каменск-Уральский Челябинской области. По плану эвакуация была намечена на 3—9 июля 1943 г. Сведений о прибытии птицекомбината в документах не выявлено.

Ист.: ОГАЧО. П-288. Оп. 4. Д. 146. Л. 26.

 

 

https://museum-kamensk.ru/gorod-trudovoj-doblesti/

 

 

 

 

 

 

Во время посещения сайта МАУК «Каменск-Уральский краеведческий музей им. И. Я. Стяжкина» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Хорошо