для слабовидящих

Любительский театр в дореволюционном Каменске

О любительских спектаклях в Каменском Заводе можно прочитать в некоторых дореволюционных изданиях, а изучив театральные афиши того периода можно узнать репертуар и фамилии артистов. Дата первого выступления «любителей драматического искусства» не установлена, но известно, что 3 января 1897 года они дали два спектакля: «На песках» и «Рассеянные». 8 сентября 1897 года каменской публике был показана «Женитьба» Н. В. Гоголя и «За рюмочку» Щиглева В. Р. Следующий спектакль состоялся 21 сентября. На афише в частности было написано: Каменский завод, в воскресенье 21 сентября 1897 года с разрешения начальства любителями драматического искусства в пользу Каменского детского приюта в помещении заводской красильной мастерской дан будет народный спектакль" и далее идет название. «Начало спектакля в 6 часов вечера, программа в кассе 5 копеек, в антрактах играет музыка, работает чайный буфет».

Билет на первый ряд стоил 75 копеек, на второй ряд — 50 к., на третий ряд — 40 и т. д. Чем дальше был ряд, тем билет был дешевле, а постоять можно было за 10-15 копеек.

Афиша от 12 октября 1897 г. приглашала каменцев посетить спектакль «Разрушение Помпеи» Мансфельда Д. А., но уже не в помещение красильной мастерской, а в «заводской театр». Вероятно, под театр было приспособлено какое-то другое заводское помещение, или мастерскую стали считать «заводским театром».

До конца года были показаны спектакли: «Не так живи, как хочется», «В тихом уголке», «Золотая рыбка», «Самоубийца» (жуть в трех действиях, именно так было написано на афише).

Афиши 1897 гг. были рукописные, на них с трудом можно прочесть фамилии артистов. В эти годы блистали на сцене: А. А. Агрова, Н. Б. Нилецкая, О. О. Шатохина, А. И. Тимачева, Л. И. Тимачева, Е. Ф. Гребнева, В. Я. Шатохин, Д. А. Харчевников, Н. Д. Заостровский, И. Г. Суворов, И. К. Бабиков, З. А. Сатин, П. В. Стефановский, А. К. Лукин. Сбор от спектаклей обычно шел в пользу Каменского детского приюта. Распорядителем (организатором) спектаклей был А. П. Гаряев.

С каждым месяцем театральная труппа увеличивалась, это видно из афиш, на которых появлялись новые имена. Так, например, в спектакле «Золотая рыбка» были задействованы: И. П. Ансанов, И. Солова, Кантемиров. А в спектакле «Самоубийца» — А. И. Тихонова, Э. Н. Загарский.

Афиши 1899 года были в основном печатными, хотя есть и рукописные. Читая их, мы узнаем, что спектакли проходили в доме Денисова, в специально устроенном помещении по улице Большой Московской. В постановках кроме местных артистов принимал участие, вероятно, и приглашенные «звезды». Заезжих актеров на афишах анонсировали крупным шрифтом, например, «драматического артиста И. Т. Новикова». Денежный сбор с первого январского спектакля 1899 года пошел в пользу голодающих от неурожая 1898 года.

Сборы от некоторых спектаклей шли в пользу Каменской женской школы, народной библиотеки им. А. С. Пушкина, на театральный реквизит. Но чаще всего денежные средства шли на нужды Каменского детского приюта. 19 сентября 1899 года попечительством приюта было устроено «Народное гулянье» в саду заводского госпиталя. Выступал хор певчих, звучала оркестровая музыка, каменцам показали спектакль «Не зная броду, не суйся в воду». Входная плата в сад и просмотр спектакля в первом ряду составляли 15 копеек, все собранные деньги пошли в пользу приюта.

1899 г.015

Репертуар заводского театра 1899 года был достаточно разнообразным: драмы и комедии А. Островского, А. Сухово-Кобылина, И. Салова, А. Морозова и других авторов: «Светит да не греет», «Свои люди — сочтемся», «Бедность не порок», «Без вины виноватые», «Свадьба Кречинского», «Дармоедка», «Умная дурочка», «Первый чин», «Как аукнется, так и откликнется», «Старый математик или ожидание кометы в уездном городе», «В золоченой клетке», «Муж и жена», «Медведь», «Водоворот», и др.

1899 г.009

Театральных постановок за один вечер, обычно, было две. Поэтому многие актеры довольно большой труппы, могли выйти на сцену и показать свое мастерство. В 1899 году на афишах появились новые имена каменских артистов, например, в спектакле «Светит да не греет» участвовали И. С. Дмитриева, Л. К. Карпова, М. Я. Шамарина, Е. П. Смоленская, Н. Э. Штанге, который исполнил главную роль в «Свадьбе Кречинского». В спектакле «Медведь» главную женскую роль сыграла некто С. Л. Соболевская, вероятно, она была приглашенной, т. к. ее фамилия больше не упоминалась на афишах. А вот местных фамилий новых участников на афишах 1899 года появилось несколько. Это К. Шишова, К. Дмитриева, М. Плотникова, А. Колмогорцева, Ю. Мухина, А. Заостровская, М. Заостровская, И. Щеликова, И. Заостровский, С. Мухин, И. Носков, И. Овчинников, И. Шаньгин, Г. Засыпкин (а).

Известно, что в 1899 году было уже два кружка любителей драматического искусства. Для репетиций и спектаклей нанимали помещение в частном доме некой Поляковой.

Сохранились и дожили до нашего времени три афиши 1902 года: февраль, октябрь и ноябрь. Все спектакли проходили в «Заводском театре». Но, к сожалению, афиши последующих лет 1903-1917 гг. нам не известны, и есть ли где они, вопрос открытый. Поэтому театральную жизнь Каменска можно узнать только из периодической печати того времени, благо, что наши каменские театральные критики периодически размещали свои статьи в прессе.

К примеру, «кружок любителей драматического искусства, который с интересами народных масс не особо считается, а «кружится в заботах о самоуслаждении», писал один недовольный театровед. (1)
Еще один отзыв: «11 июля 1910 года в помещении заводского театра был дан спектакль по пьесе Потехина „Чужое добро впрок не идет“, который хорошо был встречен зрителями, „благотворно повлиял на участников, многие артисты впервые выступали“. Жаль, что театральная группа не сплочена одним делом, а разделена „на несколько партий“, которые между собой не очень-то дружат, а иногда и устраивают бойкот друг другу». (2)
Были и положительные отзывы о деятельности каменских артистов.

«6 января 1911 г. артисты поставили второй раз спектакль — драму Евдокимова „Непогребенные“, очень понравился каменцам, и по их желанию снова поставленный. Один недостаток — затяжные антракты». (3)
«6 февраля 1911 года драмкружок дал спектакль „Соколы и Вороны“, пьеса прошла хорошо, произвела на зрителей сильнейшее впечатление, каменцы были в восторге. Театр обзавелся новыми декорациями, зрителям нравятся». (4)

Многие зрители были недовольны тем, что «здание театра имело одно неудобство — в ряды надо было проходить через галерку, а публики здесь набиралось много, и через них идти трудно. А во время спектакля те, кто был на галерке, давили на первые ряды, чтобы было лучше видно, что происходит на сцене, а те в свою очередь на ряды „в партере“ и создавали неудобства. Кроме того с галерки постоянно неслись реплики, которые заглушали слова артистов и мешали другим зрителям». (5)

Театральная карьера на сцене наших местных «звезд» у каждого была своя. Например, артистическая жизнь Харчевникова Дмитрия Александровича была насыщенной и продолжительной, более двадцати лет он выходил на сцену в образе разных героев. Его фамилия впервые встречается на афише 1897 года, затем на других афишах. Известно, что он принимал участие в спектакле «Пир Степана Разина», который состоялся 6 января 1917 г. Интересно, от кого такие артистические данные у Дмитрия Александровича? Его дед Андрей Степанович Харчевников поступил в Каменский завод мастеровым в 1843 году, прибыв из Пышминского завода. Его отец Александр Андреевич был тоже мастеровым, правда, грамотным, внешностью неброской: русоволосым и сероглазым, небольшим ростом — около 1м, 60 см. Может быть, в их роде передавалась по наследству какая-то природная черта, склонность к артистизму. Жаль, что в архивных документах мало информации об этом.

Большой послужной список ролей у В. Я. Шатохина и О. О. Шатохиной (предположительно они муж и жена). Их фамилии встречаются на афишах, начиная с 1897 г. Виктор Яковлевич принимал участие в январском спектакле 1917 г. «Пир Степана Разина». Получается, его актерский стаж более 20 лет, как и у Д. А. Харчевникова. Кто такие Шатохины и когда они обосновались в Каменском Заводе? Вероятно, они прибыли в Каменский Завод в начале, или во второй половине 1890-х гг.

Впервые В. Я. Шатохин встречается в заводском списке 1901 г. и числится в нем как куренной надзиратель. Его фото есть на групповом снимке заводских служащих 1905 г., где написано, что он счетовод. Но его нет на снимке 1916 г. И в списке заводских служителей 1915 года его также нет. А в спектакле 1917 года Шатохин принимает участие и даже числится как режиссер!

Что ещё удалось узнать о некоторых театральных звездах того времени. Гаряев Александр Павлович, врач и Гаряев Алексей Павлович, канцелярский служащий. Кто-то из них был распорядителем спектаклей, эта фамилия встречается на нескольких афишах. Распорядителем спектаклей был также некто Попов А. П. Предположительно это Александр Павлович, фельдшер заводского госпиталя.

Гребнева Е. Ф., актриса, предположительно дочь мастерового Гребнева Федора Степановича. Актер Загарский Эспер Николаевич имел статус Потомственного Почетного гражданина. Актриса Карпова Лидия Константиновна была смотрителем земской больницы и предположительно женой Карпова Константина Васильевича — помощника провизора, Личного Почетного Гражданина. Фамилия Мухина Степана Мефодьевича, как актера заводского театра, появилась на афишах 1899 года, а в жизни он — учитель Каменского министерского 2-х классного училища.

Актер Стефановский Павел Вячеславович был сыном губернского секретаря.

А Шаньгин Александр Иванович основное рабочее время проводил на почте, т. к. работал приемщиком в чине коллежского регистратора.

Актриса Шишова Екатерина Ивановна, предположительно была женой губернского секретаря Николая Дмитриевича Шишова. Исполнитель главной роли в «Свадьбе Кречинского» актер Штанге Николай Эдуардович занимал ответственный пост земского начальника 6-го участка Камышловского уезда, кроме того он был потомственным дворянином Уфимской губернии.

Фамилий вышеперечисленных актеров за исключением Харчевникова и Шатохина нет в новой театральной труппе 1917 года под названием «Свободная Россия». По каким — то причинам актеры прежней группы не вошли в новый состав, это их право. Но театр продолжал жить и действовать с новыми актерами с новыми постановками и с новыми проблемами. Театральная жизнь в Каменске не замерла, не исчезла окончательно, не смотря ни на какие лихие времена, но это уже другая история.

Завершая историю театральной и культурной жизни в дореволюционном Каменске, хочется осветить еще один вид развлечения нашей каменской интеллигенции. Первый студенческий вечер в Каменском заводе состоялся 4 августа 1913 года. (6) Распорядителями были жена управителя завода Э. К. Лесневская и заводской врач В. И. Носков.

Двор перед зданием заводского театра украсили аллеей из искусственных сосен и сделали электрическое освещение. Внутри помещения поставили киоски, стилизованные под улей, башню, мельницу, мандолину, где торговали цветами, конфетти, серпантином и чаем. Концерт, в начале которого прозвучала песня студентов, продолжился танцами до утра. Билеты были распроданы заранее. Публика осталась довольна. Многие пожелали, чтобы подобные вечера стали традиционными. Повторялись ли подобные мероприятия в Каменске, навряд ли... Через год началась Первая мировая война.

Примечания:
1. Уральская жизнь.16 мая 1907 г.
2. Уральский край. 18 июня 1910 г.
3. Уральский край. 9 февраля 1911 г.
4. Уральский край. 26 февраля 1911 г.
5. Уральский край. 9 февраля 1911 г.
6. Зауральский край. 17 августа 1913 г.