для слабовидящих

Берега Исети: экскурс в прошлое

                                                                                                                                                    Зенкова Л.В.

                                                                                                                       Старший  научный сотрудник

 

                                                 Берега Исети: экскурс в прошлое

Река Исеть протекает в черте города от д. Малая Кодинка до Волковской плотины. Вот по этому маршруту мы пройдемся и посмотрим, какие строительные объекты стоят на ее берегах в наше время и какие были прежде, например, 100-200 лет назад. Без архивных исследований, без изучения воспоминаний каменцев-старожилов и опроса каменцев-краеведов никак не обойтись. Начнем, пожалуй, с архивных источников.

Впервые деревня Кодинская (Большая Кодинка) упоминается в 1709 году под названием Ключики, а через 100 лет, в начале XIX века деревня имела уже два названия: «Кодинская, она же Ключевская Большая». Название Кодинская закрепилось и сохранилось до наших дней.

1. Кодинка в наши дни. 2018 г. 2. Начало код порогов. 2018 г.

Когда-то напротив д. Ключевской на правом берегу Исети была построена мельница, вероятно, в первой четверти XIX века, т.к. есть информация, что к 1838 г. производство на ней было уже закрыто. А позднее возобновлено. Известно, что в какое-то время мельницей владел камышловский купец Моисей Черданцев, затем С.И.Макаров. В 1898 году мельница работала, ее владельцами были Казанцевы: Александр (Алексей) Михайлович, Семен Иванович и Ольга Федоровна.

3. Мельница Жирякова. 1902 г.

Ниже по Исети, недалеко от д. Кодинской, но уже на левом брегу поставил мельницу Василий Савич Жиряков, шадринский купец первой гильдии. В справочнике «Перечень фабрик и заводов на 1898 год» указан год открытия производства - 1885.

Большая паровая шестиэтажная мельница принадлежала В.С. Жирякову и его матери Ефросинье Тихоновне. По воспоминаниям каменского жителя Николая Федоровича Голошейкина, объем производства на мельнице был большой – 4500 пудов муки в сутки.

4.Фрагмент разрушенной мельницы. 2006 г.

Ниже кодинских порогов в районе карьерного моста на левом берегу Исети в 1807 году была построена мельница крестьянами из деревни Кодинской В.Федоровым, Д.Семеновым и А.Серебряковым. Мельница была о 3-поставах. Ежегодно они платили налог с каждого постава треть от дохода: с 30 рублей – 10. Известно, что в 1824 году крестьяне продали свою мельницу некой П.В.Голосовой за 400 р. Затем, по воспоминаниям Н.Ф. Голошейкина эта мельница какое-то время принадлежала М.И. Фарафонову, который умер и оставил молодую вдову. На ней женился Михаил Иванович Выходцев и стал обладателем мельницы. Но вскоре продал ее, т.к. плотину весенним паводком размыло, а восстанавливать Выходцев не захотел или не смог и продал купцу А. Карабатову, который не только отремонтировал, но и заново отстроил ее в 1902-1905 гг.

5. Мельница Карабатова. 1909 г.

В настоящее время неподалеку от бывшей карабатовской мельницы находится карьерный мост.

6. Карьерный мост. 2018 г.

По воспоминаниям того же Голошейкина известно, что у скалы Раструс, где в настоящее время на правом берегу Исети находится база отдыха (ранее называлась Ровесник), стояла раструсная мельница бродовского крестьянина Морковки. После размыва плотины он не в состоянии был отремонтировать ее и продал тоже А. Карабатову.

7. Скала Раструс. 2018 г.

Напротив деревни Брод на левом берегу с 1874 стал расстраиваться кожевенный завод братьев Шамариных: Александра, Павла и Николая Константиновичей. Оснащённый по последнему слову техники завод действовал 280 дней в году. В начале ХХ века на заводе была установлена паровая машина в 35 лошадиных сил. Она вращала машины авода и два станка мельницы. По данным на 1910 год кожевенный завод оценивался в 10 800 рублей. По воспоминаниям того же Н.ф.Голошейкина «корпус завода и склады были сложены из кирпича и камня. На берегу стояли два больших дома, между домами стояли ворота для заезда на заводской двор. Здесь же стояли большие склады для готовых кож и сушильные сараи. Сам завод крытый черепицей. Дорога, идущая от завода в поселок, называлась Шамаринской. В 2-х этажных домах жили рабочие и сами Шамарины». В советское время в 1950-1960-е гг. здесь был пионерский лагерь.

8. Кожевенный завод Шамариных. 1909 г.

Сейчас здесь только рыболовы и еще необычный камень, великолепный артефакт – валун Карпинского. Небольшой, высотой около 2 метров, он весь испещрен отпечатками древних беспозвоночных моллюсков (брахиопод) разных видов. Выдающийся геолог А.П.Карпинский обнаружил, что на камне есть раковины нового вида брахиопод, ранее не известных миру, и назвал ее «Исетской».

9. Валун Карпинского. 2018 г.

Ниже по течению на левом берегу Исети на высокой скале в необычайно живописном месте когда-то, еще до революции стояли дачи состоятельных каменцев, к примеру, купца Воробьева, торговца Тронина, служащего Воротникова и других. В советское время здесь был построен первый, прекрасный по своей архитектуре, Дом отдыха для металлургов. 2 августа 1949 года Горисполком разрешил заводу п/я 4 (КУМЗу) построить Дом отдыха на участке площадью 13,5 га. 5 ноября 1950 г. красивое здание в стиле сталинского ампира широко распахнуло двери для первых отдыхающих. Многие годы Дом отдыха «Металлург» принимал посетителей, затем сменил свой профиль и стал санаторием «Сосновый бор». Сейчас это частный пансионат.

10.Дом отдыха Металлург. 1970-е гг.

Со стороны пансионата открывается великолепный вид на памятник природы «Три пещеры» и так называемый Чиров лог. По утверждению некоторых краеведов лог получил название в память об атамане Чире. - Осипе Чебыкине, местном жителе, участнике пугачевского восстания. Пугачевские войска, действительно, по этому логу отступали. В Каменском Заводе они находились с 6 февраля по 3 марта 1774 г. Атаман Чир пока в архивных документах не найден. А вот усадьба екатеринбургских мещан Чирьевых здесь, на правом берегу Исети, напротив лога стояла в 1818 г. и на плане 1834 года она есть. На берегу у них были две мельницы – пильная и мукомольная.

12. На плане 1828 г. показана мукомольная мельница мещанки Чирьевой.

Чирьев Епифан Павлович в мае 1824 г. обратился в Екатеринбургскую контору с прошением: приобрести железорудное место на правом берегу Исети, в 200 саженях ниже по течению от принадлежавших ему мельниц. Главная контора приказала Каменской конторе провести тщательную разведку, нет ли там золота. Что и было сделано. Заводской шихтмейстер Орлов опробовал руду и подтвердил, что в 100 пудах руды выходит 25 пудов чугуна. Е. Чирьеву выдали свидетельство на разработку руды и обязали добыть 30 пудов руды, продать на партикулярных заводах и с каждого проданного пуда заплатить в Каменскую контору по 1 копейке, итого 30 копеек. 23 марта 1826 года дело было оформлено. К свидетельству прилагался план жилых и хозяйственных построек, плотины (от скалы «Филин» на противоположный берег) и мельниц (стояли чуть ниже плотины). Почти 2 года понадобилось, чтобы получить этот участок. После смерти мужа вдова Авдотья Дмитриевна Чирьева, примерно в 1836 году, усадьбу с мельницами продала. Владельцы менялись, и последний хозяин, по воспоминаниям Н.Ф. Голошейкина, ее застраховал во многих страховых обществах, а потом, якобы, поджег, чтоб получить страховку. Поэтому после пожара это место стали называть погорелкой. Когда появился топоним и кем введен в оборот «Чиров лог», не известно.

11. Чиров лог. 2018 г.

На левом берегу Исети, где сейчас стоит водозаборная станция трубного завода до революции находилась дача земского врача В.А.Скворцова с большим плодово-ягодным садом и огородом. Ближе к спуску стоял мыловаренный завод женского Преображенского монастыря. Корпус был сложен из камня, монашки здесь жили по всему лету, белили холсты и варили мыло, ухаживали за своим огородом. По правую сторону спуска находился мыловаренный и свечной завод Выходцева. Ближе к берегу Исети стояли старые мощные тополя, между которыми стояло деревянное здание, в нем был маслобойный завод. Лошадь, запряженная в колесо, вращала вал, от которого приводились в движение все необходимые механизмы. Владельцем маслобойки был Титов Петр Тимофеевич.

13. Монастырская мыловарня. 1909 г.

Далее ниже по течению, на левом берегу Исети у висячего моста, ведущего на п. Мартюш, когда-то находилось здание рудоуправления, затем база отдыха мясокомбината. В настоящее время остался только фундамент.

14. База отдыха мясокомбината у Мартюшевского моста. 1970-е гг.

Многим знакомое и любимое место – слияние Каменки с Исетью, великолепный и прекрасный вид. До революции на правом берегу Каменки, в нескольких метрах от слияния был обнаружен минеральный источник. В советское время в 1930-е годы хотели поставить санаторий, но вода была слабой минерализации, может, поэтому строительство отложили. При вводе в действие Волковской плотины уровень воды в Исети поднялся, и источник затопило.

Недалеко от слияния Каменки с Исетью, на левом берегу Исети до революции находилась мельница, последним владельцем которой был Ф. Ф. Соснин. Мельница принадлежала ему с 1870 г., а до этого Г.А.Ушкову. Соснин ее перестроил, плотину сделал по последнему слову техники: деревянную, разборную. «Детали плотины каждую весну смолили горячей смолой, чтобы дерево не гнило. Во время весеннего паводка плотину убирали, а затем, когда вода падала, собирали. Три водяные турбины имели мощность 80 лошадиных сил», вспоминал Н.Ф. Голошейкин.

15. На этом месте была фянсовая фабрика Ушкова. 1960-е гг.

Здесь в советские времена была водная станция «Румб». 3 июня 1958 г. Горисполком разрешил заводу п/я 33 (Радиозавод) строительство водной станции на левом берегу Исети «в районе бывшей мельницы».

16. Радиозаводская ллодочная станция Румб

Именно здесь, на этой территория и находились все постройки Ушкова: мельница, фаянсовая и химическая фабрики. В Краеведческом музее хранятся осколки фаянсовой посуды с клеймом Г.А.Ушкова, найденные в 1970-е гг. в этом месте.

Затем Соснин Федор Филиппович, примерно, в 1902 году начал строить новую шести этажную мельницу, и по воспоминаниям Н.Ф. Голошейкина закончил в 1905 году. При этом пришлось взорвать скалу. Здесь поставили паровую машину мощностью 500 л.с. производства завода Ятеса в Екатеринбурге.

17. Мельница и плотина Соснина. 1909 г.

В советское время наверху в сосновом бору встали корпуса двух профилакториев. 9 апреля 1965 г. Горисполком решил отвести земельный участок площадью 3 га УАЗу под строительство профилактория на 200 мест. А также земельный участок площадью 2 га радиозаводу и УПКП(б) для строительства профилактория на 100 мест. Профилактории открылись в 1973 году.

Деревня Байнова появилась на правом берегу Исети в начале XVIII в. как форпост для охраны Каменского чугунолитейного, пушечного завода. Первые жители драгуны (солдаты) Байновы, Гоглачевы. Байновский деревянный мост на каменные устои поставили еще до революции в 1911 году. Периодический ремонтировали. В советское время в 1952 году был сделан проект нового моста с металлической конструкцией. В конце декабря 1953 года старый мост разрушили и убрали, а в декабре 1954 года строительство Байновского моста было закончено. Если вы внимательно посмотрите на проект Байновского моста, то вдалеке увидите необычное изображение арочного ж.д. моста В.А.Росновского. Арка парит не над водой, а взлетела над полотном. Странно, не правда ли.

19. Проект Байновского моста. 1952 г. 20. Байновский мост. 2020 г.

За Байновским мостом на правом берегу стояла небольшая деревянная мельница, владельцем которой был крестьянин А.А.Байнов. Мельница находилась недалеко от его дома, который стоял на угоре, на видном месте. После революции Байнов отдал мельницу представителям советской власти, она была электрофицирована, закрыли ее, вероятно в начале 1950-х гг., признав не рентабельной. Фотографии мельницы нет, но есть прекрасное художественное изображение мельницы, созданное П.И.Байновым в 1927 г.

21. Байновская  мельница. Рис. 1927 г.

17 февраля 1967 г. Горисполком решил отвести КУМЗу в бессрочное пользование участок пл. 1,4 га под строительство лодочной станции на 350 лодок на правом берегу Исети между ул. Калинина и бульваром Горького (сейчас Парижской Коммуны). Для этого нужно было снести 5 ветхих домостроений. Так появилась лодочная станция «Металлист».

22. Лодочная станция Металлист. 1970-е г.

Железнодорожный арочный мост В.А. Росновского уникальная достопримечательность нашего города, интереснейший объект для показа туристам, путешествующим на корабликах по Исети и пешком по скалистым и лесистым берегам. Мы видим мост таким, каким его построили. А как выглядел проект моста, не всегда задумываемся. А ведь есть очень необычный чертеж моста, запечатленный на «Эскизном проекте планировки и реконструкции соцгорода УАЗа» 1943 г. Автор – старший архитектор Е. Столяров. На эскизе в левом нижнем углу находится чертеж моста через Исеть, напоминающий проект Росновского. Но когда составлялся эскизный проект, мост Росновского уже стоял, и его внешний вид никак не соответствовал тому, что изобразил Столяров! Вероятно, проект моста Столярова не был воплощен в жизнь, а эскизный проект железнодорожного арочного моста В.А. Росновского существует, но опубликовывать его запрещено.

24. Проект ж.д. моста Росновского. 1930-е гг.

В декабре 2020 года исполняется 80 лет со дня открытия движения поездов по мосту. Хорошо было бы сделать подарок ему – покраску и красивую подсветку.

23. Эскизный проект УАЗа. 1943 г.

В 1938 году во время строительства моста на левом берегу Исети образовался поселок Мостостроя. В 1973 году по решению Горисполкома было запланировано расселить жителей и снести все строения ввиду их ветхости. Здесь были все еще и землянки и каркасно-засыпные дома.

25. Ж.д. мост Росновского. 2018 г.

15 февраля 1957 г. Горисполком разрешил горкомитету ДОСААФ (председатель Большаков) строительство водной спасательной станции на правом берегу Исети между причалом парома и водной станцией Красногорского района. Спасательная служба ДОСААФ в Каменске –Уральском была создана еще в 1956 г. Первым директором был Николай Захарович Степанов, он же был инструктором легководолазного дела. В штате было два водолаза, два моториста и медсестра. На станции было две лодки и один подвесной мотор. Спасатели Кунщиков и Обрубов, к примеру, летом 1957 г. оказали помощь 18 утопающим, а со дна Исети были подняты четыре лодки, обрезки проволоки, ломы, лопаты и другие предметы. В итоге здание спасательной станции построили, но на левом берегу Исети, а не правом, как планировалось.

26.Спасательная станция. 1970-е гг.

29. Пешеходный мост. 1970-е гг. 28. Пешеходный мост. 2018 г. 2018 г.

Пешеходный мост через Исеть был введен в эксплуатацию в декабре 1958 г.

Когда-то ниже по течению от пешеходного моста стоял первый ж.д. мост через Исеть (на территории города), построенный еще до революции. Был период, когда можно было посмотреть, как два моста – старый и новый одновременно стояли и смотрели друг на друга. Жаль, что фотографии такой пока не найдено.

30. Старый ж.д. мост ч.Исеть. 1950-е г.

Правый берег Исети был благоустроен в конце 1950-х гг. Здесь была благоустроена набережная: от ж/д моста до стадиона алюминщиков было высажено 11 тыс. деревьев и кустарников, поставили красивые беседки, павильоны, киоски. К реке вели три лестничных спуска, оформленные красивыми вазонами, а лестницы заканчивались лодочными пристанями. Первый лестничный спуск был по ул. Стахановской. Общая площадь парковой зоны составляла 10 га.

14 марта 1958 г. горисполком разрешил УАЗу строительство водной станции на правом берегу реки Исети площадью 2,60 га. Известно, что тому времени уазовцы уже занимались водными видами спорта и устраивали соревнования. В 1961 году Горисполком разрешил УАЗу расширить водную станцию и привести в порядок территорию правого берега до пешеходного моста с устройством пляжа.

31. Пляж на правом берегу Исети. 1980-е гг.

32.Лодочная станция УАЗа. 1970-е гг.

33. Лодочная станция Салют УАЗа. 1970-е гг.

30 декабря 1966 г. горисполком одобрил инициативу и технический проект КУМЗа на речные перевозки по реке Исеть.

27. Причал на ул.Уральской. 1970-е гг.

Красногорская ТЭЦ должна была построить причал № 1

КУМз должен был вложить деньги в строительство причала № 2, строительство ремонтного пункта и разработать проект.

Трест Уралалюминстрой – причал № 3

А УАЗ должен был построить причал № 4, вокзал, насосную станцию, инженерные сети и купить теплоход «Москвич».

Радиозавод – причал № 5 и приобрести теплоход «Москвич».

КУЛЗ – причал № 6. СТЗ соорудить причал № 7 и купить теплоход «Москвич».

ОЦМ обязали построить причал № 8. Были ли все эти восемь причалов на реке Исети?

Деревня Монастырка (бывшая Красногорская 1-я, Красногорская Большая) на левом берегу Исети – одно из ранних поселений на территории нашего города. Была основана в 1683 году первым жителем Г.Уфимцевым, который поселился здесь с разрешения старосты Колчеданского острога Т. Жицкого, т.к. эта территория в те времена принадлежала острогу. Деревню назвали Красногорской. Впервые это название упоминается в «Ревизии» Семена Полозова 1695 года. Во второй половине XIX в. деревню стали именовать Монастырской. Что любопытно - на карте 1921 года деревня написана по старинке - Красногорская, а не Монастырская. Когда же ее официально перестали именовать Красногорской? Вопрос открытый. Известно, что в декабре 1975 года Горисполком принял решение: «Утвердить единое название деревни Монастырка и внести изменения в документы, где это село названо Монастырское». Вот так.

34. д. Монастырка. 2019 г.

У д. Монастырка до революции стояла вальцовая мельница, принадлежала вдове умершего купца Бобровой Аграфене Кирилловне, которая впоследствии продала ее Михаилу Брагину. М.П. Брагин имел еще одну мельницу ниже по течению, тоже на левом берегу. У мельницы было 2 турбины. По размерам была больше чем Монастырская и мощнее. Управлял мельницей сын Брагина – Александр Михайлович. При мельнице была хорошая токарная мастерская, в которой делали нарезку валов и для других мельниц и за это брали высокую плату, по воспоминания Н.Ф.Голошейкина.

36. Мельница Брагина. Начало XX в.

В настоящее время здесь находится Волковская плотина, первая очередь которой возведена в первых числах апреля 1937 г. Окончательно плотина вошла в строй в 1938 г. По проекту уровень воды должен был подняться на 12 м. Толщина фундамента плотины составила 7 м. Высота от основания до проектной отметки – 30 м.

37. Волковская плотина. 2020 г.

За плотиной, ниже по течению на левом берегу Исети, когда - то находилась деревня Лужки. Решением горисполкома от 10.01.1975 г. деревня была исключена из списка населенных пунктов ввиду того, что жителей в ней не осталось: одни переехали в город, другие в Монастырку.

Появятся ли на берегах Исети в черте города новые строительные объекты, или исчезнут прежние. Время покажет.

Источники:

ГАСО.ф. 6.оп.5.д. 197.

Филиал ГАСО. Г.Каменск-Уральский.

Архив КУКМ. Воспоминания Николая Федоровича Голошейкина 1973 г.

Фото: С.М. Прокудин-Горский, Д. Черепенин. Л. Суворкова, А. Мальгин.


 


 

Во время посещения сайта МАУК «Каменск-Уральский краеведческий музей им. И. Я. Стяжкина» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Хорошо