для слабовидящих

Село Колчеданское: острог, крепость, слобода. XVII-XIX вв.

 

  1. Основание Колчеданского острога

         Впервые о Колчеданском остроге мы узнаем из Переписи Льва Поскочина, составленной в 1680-1683 гг. Что же там говорится о Колчедане.

Описание  острога, как он выглядел, какие размеры имел, когда был построен, мы не находим, зато в документе поименно  перечислены все жители на тот период. Драгун, например, было 39 человек, 30 из них были семейные. Служили за хлебное жалованье с пашни, т.е. имея два пашенных участка, с одного они кормились сами, не платя налог, а со второго отдавали в казну государеву налог хлебом или денежный.

         В числе первых строителей и жителей Колчеданского острога были драгуны:

Борис Ветошкин,  Иван Метелев, Андрей Кырчиков, Никита  и Василий Новокрещеновы, Кузьма Тепляков, Иван Жданов, Григорий Колотилов, Панкрат Гурьев, Юда Сакисов, Ларион Соболев, Оска Бердников, Степан  и два брата Бетевых, Лука Кисельников, Никита Баландин, Сергей Яргин, Федор Вятка, Ганка Зырянов, Федот Стегачев, Иван Одношевин, Исак Мурзин, Василий Голубцов, Илья  Камышев.

         Крестьяне в Колчедане и окрестных деревнях Горбунова и Камышева стали селиться позднее драгун. На 1682 год  было 27 семейств.  У некоторых крестьян имелись мельницы, с которых они платили налог: у Якова Малинина на реке Караульной, оброк платил  3 алтына, 2 деньги в год. У Василия Лукина на реке Колчеданке, оброк- 3 алтына 10 денег. У Андрея Кырчикова мельница была на речке Грязнухе, оброк наложили 6 алтын, 4 деньги, у Бориса Ветошкина мельница стояла на Ключе, оброком обложили таким же. Первым кузнецом в Колчедане был драгун Василий Голубцов, он имел кузницу и платил с нее налог – 6 алтын, 4 деньги.

Колчеданскому острогу административно подчинялись две деревни, существовавшие на момент переписи 1682 г.:  деревни Камышева – 7 дворов и Горбунова – 15 дворов. В самом остроге дворов.

         Вторая перепись Колчеданского острога была составлена в 1695 году.  Она  дает нам большое количество информации не только о Колчеданском остроге.  Опишем все по порядку:

         Первое. Колчеданский острог к этому времени расширил свои владения, были основаны  еще 3 деревни с разрешения старост или приказчиков острога и административно подчинявшиеся острогу:  Соколова (Гусельникова), Батуркина и Красногорская (сейчас Монастырка). Точных дат основания деревень  перепись не указывает. 

         Второе. Перепись дает нам точную дату постройки  Колчеданского острога .  «В прошлом, в 181 (1672) году, ноября в 23 день писали в Тобольск к боярину и воеводам, ко князю Ивану Борисовичу Репнину с товарищи  из Шадринской слободы драгунского строю полуполковник Петр Аншутин. Подле де Исеть речку и Колчеданку речку новой Колчеданской острог построил драгунами разных слобод».  Вот его описание:  «... острог мерою сто дватцать семь сажень, караульная изба и ворота и приступные бои с третей стороны выведены были. ... Построена была церковь...  И то строенье стало во сто рублев». Но, к сожалению, это первое строение сгорело полностью.

         После пожара по прошествии определенного времени  был построен новый «острог рубленой, мерою в длину сорок две сажени без полуаршина, поперек тритцать пять сажень. Башня с проезжими вороты. С острогу выход-тайник для осадного сиден(ь)я. Около острогу ров, надолобы, рогатки. В остроге для государского богомол(е)н(ь)я церковь во имя Сретенья Господня. В церкви святые иконы, и  книги, и ризы, и сосуды, и всяка церковная утварь. На башне три колокола медных. В остроге судная изба и зелейной погреб. А около острогу жилецкие дворы, а около дворов отводные надолобы. И то все строение стало четыреста тритцать рублев».  В переводе на современные измерительные  меры  длина стен острога составляла примерно 90 х 74,5 метра и имела форму прямоугольника. Зелейной погреб в данном случае означает – пороховой. Надолобы – преграды, вбитые колья. Рогатки – так же разновидность преграды, продольные брусья с вдолбленными накрест полисадинами.

 

  1. Спор  колчеданских и катайских жителей за земли по реке Синаре

         На период переписи, в 1695 году  крестьянским старостой Колчеданского острога  был Васька Чернослив. Он  предъявил переписчикам три указные Грамоты из Тобольска.

         Рассмотрим их поочередно.

         В первой Грамоте от 23.03.1675 г. говорится о том, что в связи с постройкой Колчеданского острога, необходимо драгунскому капитану Герасиму Черкасову, он в то время был старостой острога, провести межевание между Колчеданским и Катайским острогами – по устью реки Синары и речки Абызовки, составить межевые книги и отослать их в Тобольск. Черкасов межевание провел, границы установил, но Катайского острога жители были не согласны и подписей своих в межевых книгах не поставили. Отныне между ними и колчеданцами завязался  спор за земли по р. Синаре. В Тобольск полетели челобитные от тех и других за право пользоваться спорными  землями.

         Вторая Грамота из Тобольска от 24 июля 1682 г. вновь повелела тогдашнему старосте Тимофею Жицкому провести вторичное межевание земель между Катайским и Колчеданским острогами. Что и было сделано 16 августа 1682 года совместно с драгунами: И.Елизаровым, Г.Дмитриевым, О.Прокопьевым, Ф.Единым и крестьянами: Я.Лушниковым, О.Нифантовым, М.Анисимовым, Л.Андреевым из Колчедана и драгунами и крестьянами из Катайска: Г.Прокофьевым, А.Яковлевым, Ф.Ивановым, Г.Ивановым, Л.Ивановым. Но опять представители из Катайска подписывать межевые книги не стали, так как были не согласны с подобным разделением. Раньше, еще до появления Колчеданского острога, земли по реке Синаре и Абызовке принадлежали им, и они желали владеть ими и впредь.

         Приведем  описание не только межевой границы между Колчеданским и Катайским острогами,  но и всей территории, принадлежавшей Колчеданскому острогу: «по устью реки Синары, а та река Синара пала в Исеть реку на низ едучи с правой стороны, а вверх по Синаре речке до  россох, а россоха пала справую сторону, а в  россохах  камень, а на верх камени стоит сосна, а на сосне грань вырублена – крест. А от  россох вверх по Багаряку до осыпного яру, до ключика, а с ключика до озерка, а подле озерко на  березе вырублен крест. А от той березы прямо на  Куяныш озеро, а с Куяныш на Юлашь озеро, а с Юлашу на Карасье озеро, а с Карасья озера вниз по истоку до Исети реки. И  через Исеть реку на север до Пышминского бору. А подле тот бор на восток до большого болота, а от того болота на  полдень, а сверху речки Абызовки до устья той речки, а та речка Абызовка пала с левую  сторону в Курью, а Курья пала в Ысеть реку. А те реки Синара и Абызовка меж Катайским и Колчеданским острогами половина».

Если посмотреть на карту, то это большая часть  современного Каменского района. И всеми этими землями владели теперь колчеданцы, и селиться на них можно было только с разрешения колчеданских властей.

         К тому же, из Тобольска приходит третья указная Грамота от 20.10.1682 г., в которой утверждается граница между Колчеданским и Катайским острогами и вся отмежеванная территория  отныне принадлежит  Колчеданскому острогу. И жители Катайского острога уже не могли и не имели права более оспаривать межевую границу.

         Пока колчеданские жители делили спорные земли с катайскими, у них появился более опасный противник и претендент  на их территорию.

 

 3. Борьба колчеданцев с монахами Далматовского монастыря за земли по реке Каменке

         Немного предистории.

         В 60 км от Колчеданского острога ниже по течению Исети стоял Успенский монастырь, основан был в 1644 году иноком Далматом. Монахи,  каким - то образом узнали, что берега реки Каменки изобилуют залежами железной руды и написали челобитную (прошение) тобольскому воеводе князю А.А.Голицыну о пожаловании монастырю земель по берегам реки Железенки, так они назвали Каменку за ее богатые «железом» берега. Тобольский воевода А.А.Голицын челобитную монахов перенаправил в Москву.

И  3 февраля 1682 года (13 по новому стилю) монахи Успенского Далматовского монастыря получили жалованную грамоту царя Федора Алексеевича Романова на земельные  владения по реке Железенке  (Каменке): на месторождения железной руды, на  окрестные леса и другие угодья. Святые отцы  постарались быстрее провести межевание,  и обозначить  границы своей территории.  Для выполнения этой задачи: «осмотру и  переписи угодий» по реке Каменке    20 июня 1682 года  по приказу тобольского воеводы Алексея Андреевича Галицына    из Тобольска был послан Федор Рукин, служилый человек, «сын боярский» (так называли людей, состоящих на службе у государственного чиновника). Ему нужно было описать  и «сметить» залежи руды, лесные и чистые места по обе стороны реки, «учинить межи и грани».

         28 июня Ф.Рукин,  колчеданский мирской староста  О.Аврамов,  пять драгун и четверо крестьян поехали на Каменку и приступили к делу. По окончании был составлен документ, т.н. отводная грамота, в которой  подробно описывается территория, отведенная Далматовскому монастырю. В итоге монастырь забрал у колчеданцев  довольно большую часть земель: в переводе на современные меры исчисления - более 1100 га.

         Когда земля монахам была отведена, беломестные казаки и крестьяне Колчеданского острога стали писать  жалобы тобольскому воеводе о том, что игумен Исаак в их владениях на реке Каменке построил деревню и «пришлых крестьян многих поселил» и речку назвал Железенкой… и чинитца им, беломестным казакам и крестьянам теснота в пашнях и во всяких угодьях умаление».  Таким образом, вскрылся факт переименования монахами Каменки в Железенку. По утверждению колчеданцев, в деревне на  Каменке было поставлено 40 крестьянских дворов, принадлежащих монастырю.

         Борьба колчеданцев с монахами за спорные земли по Каменке длилась до 1699 года и стала известна царю Петру Алексеевичу (Петр I). Царь распорядился допросить в Москве приезжих сибиряков о речке Железенке. Они ответили, что такой не знают, а вот Каменка известна с давних времен.

В результате 28 сентября 1699 года выходит царский указ о запрете Далматовскому Успенскому монастырю владеть каменскими землями, «железным заводом» и крестьянами.  «Слободу Далматовского монастыря на речке Каменке со всем железным заводом описать и сделать тот завод на одну домну. И быть той слободе за великим государем»!» 

         Таким образом, земли по Каменке не достались ни колчеданцам,  ни монахам, а перешли государству. Колчеданцы смирились с царским указом, а монастырю все затраты на строительство деревни и «железного заводика» были компенсированы. Каменский завод в течение определенного времени отправлял  монастырю изделия из чугуна и железо «безвозмездно» (бесплатно).

 

4. Колчеданская крепость и ее защитники

         Неспокойные времена в округе Колчеданского острога наступили в 1709 году. Это время башкирских восстаний и разорений русских деревень и сел. Сам Колчеданский острог не подвергся набегам башкирских воинских людей и не пострадал. В остроге на вооружении находились пушки и снаряды, а у колчеданских драгун было не только холодное, но и огнестрельное оружие, это первое. А второе то, что острог к этому времени был перестроен и стал хорошо укрепленной крепостью с двойными стенами – клетками, бащнями – бастионами.

         23 сентября 1709 г. башкирский отряд, в  котором было более 50 человек,  попытался угнать скот у  крестьян окрестных деревень.  Но  подоспевшие  драгуны во главе с сержантом Колчеданской роты Феоктистом Юдиным отбили скот и дали  нападавшим бой. А потом почти 10 вёрст  гнали противника, пока те не ушли за реку Синару. Случаев угона скота у русского населения башкирами было много, поэтому потери были. Так за 1709 год из деревень Колчеданского острога было угнано 130 лошадей.

         Но лихие времена прошли,  наступило межнациональное затишье.

         Очередные волнения башкир были  в 1755 году, но территорий современного Каменского района, в том числе Колчеданской крепости они не коснулись. Правда указы об укреплении острогов, крепостей и создании отрядов для охраны населенных пунктов были изданы.

 Так, для охраны от неприятеля в Колчеданской крепости был сформирован отряд из 10 человек. Кто входил в этот отряд, узнаем из  рапорта старосты Ивана Кырчикова: Черноскутов Ефим   с винтовкой, Одношевин Епифан с винтовкой, Тушков Андрей   с винтовкой, Трусов Никифор  с    копьем, Трапезников Михайло  с копьем, Черноскутов Роман   с  винтовкой, Черноскутов Степан  с копьем, Прокопьев Иван   с копьем, Шляпников Микула  с копьем,  Чемякин Кирил   с   винтовкой.

         Кстати, староста указал, что для ружья «пороху и свинца нет». Вот так.

Рапорт вместо старосты подписал отставной подканцелярист Федор Черноскутов.

         Как  выглядела Колчеданская крепость в 1755 году, нам расскажет архивный документ:

         «Рублена в клетки из соснового лесу, крыта драньем, ветхая».  Восточная стена была в длину 40 сажень, южная - – 37 ½, северная -   31 сажень. Сажень – 2 м 13 см, примерно. Западная  стена  во многих местах от гнилости просела, поэтому была  подперта «упоринами». По углам  крепости было 4 бастиона под «ветхими крышками». Мост, ведущий на бастионы, также сильно погнил.

         «Около крепости рогатины с трех сторон, укреплены надолбами деревянными, по углам тоже надолбы. А с западной стороны рогаток не было, так как эта стена находится на самом гористом и осыпном месте. Внутри  крепости пороховой погреб с выходом наверх, на нем крышки деревянные».

         В крепости на случай защиты имелось 6 пушек   3 фунтовых, они стояли на лафетах, на каждом бастионе. К пушкам было 300 ядер, 2 пуда пороха пушечного и 1 пуд пороха фузейного   и дроби 2 пуда.                      

         Когда улеглись башкирские волнения, Колчеданская деревянная крепость потихоньку стала разрушаться, стены и башни ее обветшали, пришли в негодность и, вероятно,  были разобраны на дрова в последние десятилетия XVIII в. И только, деревянная церковь продолжала стоять на высоком левом берегу Колчеданки, напоминая о былом времени.

 

4. Памятное место

         Территория, где находилась Колчеданская крепость, в настоящее время не застроена, дома стоят поодаль, по обе стороны Исетского тракта, идущего на восток в Курганскую область. А  называется эта территория,  и по сей день – Гора, это место первых поселенцев и основателей Колчеданского острога.  Ветхая деревянная церковь во имя Сретенья Господня была разобрана в 1849 году, а из бревен и досок более менее хорошей сохранности построили амбары, которые простояли практически до конца XIX в.

         На месте бывшей церкви крестьянин с. Колчеданского Михаил Иванович Батенев воздвиг мраморный памятник,  на одной стороне которого  была надпись: «На сем месте находился жертвенник Божий, освященный за неимением ясных сведений в неизвестное время во имя Сретенья Господня в деревянном храме и уничтоженный по ветхости в 1849 году».  А на другой стороне надпись, к сожалению, сохранилась не полностью: «Воздвигнут памятник… в 1859 году 17 дня… Колчеданской Сретенской… строителя Михаила… Батенева…».

         Фрагмент  этого памятника в виде мраморного куба сохранился до наших дней и находится в Каменке-Уральском на частной территории, не далеко от Краеведческого музея.

            Еще в 1770-е годы П.С. Паллас, ученый, путешественник, изучая наши края, написал о местности, где стоял острог следующее:  «Над ручьем Колчеданкою,  несколько сажен выше его в Исеть устья сыскали посредством сделанной ямы множество разбросанных кусков дерева,  которое почти в совершенной уголь превратилось…дерево сие весьма ломко и на воздухе пахнет крепко купоросным составом». Похоже, что исследователи нашли остатки  первого, сгоревшего Колчеданского острога.

 

5. Духовность

         В  1795 году вместо прежнего названия  Колчеданский острог  появилось новое официальное – Колчеданская слобода.  Левобережье  р. Колчеданки называли Горой, а правобережье - Колчеданом.

         Еще в 1797 году на правой стороне р. Колчеданки была воздвигнута каменная церковь во имя Сретения Господня с приделом в имя Святителя и Чудотворца Николая. Но  в результате каких-то недочетов в строительстве, приведших к постепенному саморазрушению храма, вынуждены были его разобрать. На месте разрушенной церкви был поставлен мраморный памятник, кем и когда не известно. Надписи на нем были такие: «На сем месте был воздвигнут каменный храм во имя Сретения Господа Нашего Иисуса Христа с приделом Святителя Николая Чудотворца» - на южной стороне, «Главный храм освящен не был, придельный же был освящен на время заложения и освящения того храма» - на восточной, «Существовавший на этом месте помянутый храм вследствие случившихся повреждений в 1830 году был разрушен» - на северной стороне памятника. Любили, похоже, колчеданцы ставить памятники утраченным церквям.

          Новый  каменный храм взамен разрушенного начали строить еще в 1825 году, и в 1839 году  закончили.  Он был холодный (не отапливаемый) с двумя приделами теплыми: во имя Николая Чудотворца и Первоверховных Апостолов Петра и Павла,  одноэтажный, крытый железом.

         В Колчеданском приходе имелось 6 деревянных часовен: в д. Боевке - в честь иконы Божьей Матери (Тихвинской), в д. Грязнухе - во имя Николая Чудотворца,  в д. Черноскутовой - в честь святых бессеребренников Косьмы и Даминиана,  в д. Бурниной - в честь Архистратига Михаила,  в д. Горбуновой - в честь святого великомученика Дмитрия Солунского,  в д. Чуге - в честь святого Иоанна Златоуста.

         В 1862 году Татьяна Титова пожертвовала свое имение в Колчедане зарождавшейся женской общине, с условием, что она будет официально зарегистрирована  церковными властями, и 1865 году община была принята в духовное ведомство, начальницей назначили Т.Титову.

            11 октября 1901 года был подписан  указ о преобразовании общины в монастырь, 14 ноября монахиня Мегетия была возведена в сан игумении.

 

6. Образование

            Еще в 1855 года в усадьбе Титовой было зарегистрировано училище, состоящее в ведении Министерства государственных имуществ.  29 июня 1856 года Т.Титову утвердили Наставницей училища.

         За многие годы существования этого училища в нем служили учительницами, к примеру: Наталья  Яковлевна Бобкова,  Екатерина Дмитриевна Кузовникова,  Елизавета Михайловна Павлинова (помощница), учительницей с 1893 года была крестьянская дочь Агрипина  Филипповна Яковлева.

         Колчеданское мужское приходское училище Министерства государственных имуществ было основано в 1860 году.  Желающих  учиться было немало. К примеру, в 1875-76 учебном году обучалось 102 мальчика, из них 101 – сельского сословия, 1 – духовного. Учитель Павел Павлинов, сын священника, окончил Пермскую духовную семинарию. Помощник учителя – Максим Богомолов, сын священника, окончил Далматовское духовное училище.

Попечителем  училища  в эти годы был Андрей Петров.  Основное финансирование поступало  от земства, в год - 667 рублей. И небольшая часть денег поступала  от сельского общества – 42 рубля.

         В 1878-79 учебном году учитель Александр Иваницкий отправил рапорт, в котором говорится, что в училище обучалось 63 мальчика, из них  5 человек окончили курс, остальные продолжат обучение. Помощником учителя служил Максим Богомолов. Попечителем  училища состоял Степан Михайлович Бревенников, крестьянин  деревни Черноскутовой. Законоучителем продолжительное время служил Федор Иванович Оранский, местный священник.

         В училище обучались дети не только из Колчедана, но и из окрестных деревень. В 1881 году 5 мальчиков окончили училище со льготой по воинской повинности (освобождение от обязательной службы в армии),  в 1882 – 8 человек, хотя испытание (экзамен) держали 12. К этому времени училище находилось в ведении Камышловского земства.

                  В 1883 году обучалось 110 мальчиков. Законоучитель и учитель – те же. Новая учительница Бобылева Наталья окончила Ирбитскую женскую прогимназию. Помощником учителя – Анна Рышкова окончила Камышловскую женскую прогимназию.

         В 1884 году работал учитель Евгений Тарасович Албычев из крестьян. Окончил Екатеринбургское реальное училище, работал с 27 сентября 1882 года. Первым помощником учителя была Феоктиста Александровна Федорова, дочь священника, окончила Камышловскую прогимназию. Начала работать в училище еще в 1873 году, потом был перерыв, а  в 1883 году она вернулась в училище.  Помощником учителя  с 1882 года стала трудиться Анна Ивановна Рыжкова, дочь чиновника, окончила Камышловскую прогимназию.

         В 1884-85 учебном году в училище было104 ученика. Учителем служил Михаил Михайлович Салтыков, окончивший Камышловское уездное училище. К этому времени его стаж педагогической деятельности составлял 5 лет. Новым  помощник учителя  была принята Анна Ивановна Дьячкова, имевшая  пятилетний стаж работы.  В 1885 году вместо  Ф.А.Федоровой приняли Ольгу Салтыкову, окончившую Камышловскую прогимназию. В этом же году в училище был назначен Александр Бирюков, бывший воспитанник Пермской духовной семинарии.

         Продолжительное время училище не имело собственного здания, используя наемное помещение.  Сельское общество не могло собрать денег на постройку здания. И только в 1898 году колчеданцы получили собственное школьное здание.  В 1906 году училище приобрело саженцы для собственного сада благодаря  учителю И.Я.Стяжкину, трудившемуся  здесь  с 1902 года.  Иван Яковлевич вел уроки естествознания, занимался с учениками земледелием на опытном училищном поле, а в школьном саду растили яблони, груши, смородину и другие виды фруктовых деревьев и ягодных кустарников. И.Я.Стяжкин организовал в школе небольшой музей, куда входили поначалу те экспонаты, которые он использовал на уроках как вспомогательный материал.

         В Колчедане имя Стяжкина на слуху, ведь библиотека, которую он основал здесь, носит имя Ивана Яковлевича.

 

7. Колчеданские недра

         Дореволюционные периодические издания писали о Колчедане, что вблизи его «из недр земли добывается камень, который имеет большой спрос на мукомольные мельницы». Речь идет о песчанике,  «приготовляемые из него жернова развозят не только по Пермской губернии, но и в другие как то: Оренбургскую, Тобольскую, Иркутскую, Томскую, Енисейскую и в Семипалатинскую область. Жернова имеют разную величину и толщину: от 4 до 10 четвертей (четверть – ок. 18 см) в диаметре и от 4 до 12 вершков (вершок  - прим. 4,5 см) в толщины. Чем камень белее и чист по доброте, тем дороже ценится. Цена камня от 5 до 100 рублей за штуку».  Разработками  жернового камня занимались состоятельные чиновники из Екатеринбурга: братья Дураковы, из Каменского завода: А.Я.Олесов и Камышловские купцы: И.А.Прусов и Н.Н.Колесников.

         Добыча жернового камня была далеко не безопасной. В  1879 году  в октябре месяце  около д. Соколовой  произошел обвал шахты по добыче жернового камня. А началось все с того, что некто Н.Е.Мелкозеров  1 июля 1879 г. взял в аренду жерновую гору, что находилась возле д. Соколовой, нанял работников и организовал добычу. Более трех месяцев работы шли в заданном режиме, без особых происшествий. А в 20 числах октября произошло обрушение одного из двух выходов,  и двое работников остались погребенными под песком.   Это были крестьянин Трапезников Иван Афанасьевич и уволенный в запас денщик Трапезников Григорий Афанасьевич.

         Откопку  несчастных  начали сразу  же после  обрушения и продолжали весь день. Ночью работы не производились,  рабочие отказывались, боялись обвала, так как  песок продолжал сыпаться.  К спасательным работам дополнительно были подключены рабочие Каменского  завода, всего 60 человек принимали участие в раскопках. Замурованных заживо нашли только на пятый день в 10 часов утра.   К общей радости оба были живы, «без видимых внешних повреждений, только пульс был слабый. Их стали отпаивать вином и кормить супом, и силы обоих окрепли, они встали на ноги и смогли ходить. Эти пять дней братья жевали древесную кору крепежных бревен, оказавшихся при обвале рядом с ними».

 

8. Колчеданские бега

          Колчеданцы  умели веселиться,  и были весьма азартны.

О необычном сельском празднике:  массовом гулянии и спортивном соревновании  в селе Колчедан рассказывает газета «Екатеринбургская неделя» (18.08.1882.). Ежегодно  1 августа (по старому стилю) колчеданцы праздновали так называемый «первый Спас». Нарядные мужчины, все на конях, женщины в красивых одеждах  и дети,  за исключением младенцев, больных и немощных отправлялись в поле «в бегу бежать», т.е. на бега. Предварительно все спускались к реке, где местный священник освящал, окроплял  водою и наездников и лошадей, а затем все дружно шли в поле. Впереди мужчины на конях, затем старые и почтенные мужчины в высоких шляпах на головах и палкой в руках степенно шли строем, а за ними женщины с детьми. Этот «крестный ход» выглядевший торжественно, ярко и празднично, приходил на большую поляну, и там начинались состязания мужчин в беге на лошадях. Колчеданцы делали ставки, у каждого, вероятно, был свой фаворит. Тот, кто выигрывал, получал денежное вознаграждение, а вот получали ли деньги те, кто ставил на него, об этом в газетной статье умалчивается.

         Л.В.Зенкова, ст. научный сотрудник Краеведческого музея Каменска-Уральского.

Декабрь 2022.

 

 

 

 

 

Примечания:

 

  1. П.С. Паллас. «Путешествие по разным местам Российского государства». Часть вторая. Книга первая. Санкт – Петербург. 1786 г.
  2. Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1897 год, № 21.
  3. Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1902 год, № 1,2,
  4. Журнал Камышловского  уездного  земского собрания.  Выпуск 1908 год

        

 

Во время посещения сайта МАУК «Каменск-Уральский краеведческий музей им. И. Я. Стяжкина» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Хорошо