В связи с погодными условиями проведение игры с 10 апреля переносится на 17 апреля 2015 года.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении городской историко-краеведческой игры (квест)
«Архитектурные памятники Старого Каменска»
Городская историко-краеведческая игра (квест) «Архитектурные памятники Старого Каменска» (далее - Игра) проводится Городским методическим центром Управления образования совместно с Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Каменск-Уральский краеведческий музей» (далее – Городской краеведческий музей) в рамках городского социально-педагогического проекта «Самый культурный класс», реализуемого в 2013-2014 учебном году.
1. Цель Игры: создание условий для учащихся общеобразовательных учреждений города Каменска-Уральского в воспитании патриотических чувств к «малой Родине».
2. Задачи Игры:
- популяризация исторического краеведения;
- выявление активных участников проекта;
- развитие коммуникативных и творческих навыков учащихся;
В игре учитывается не скорость, а качество выполнения заданий.
3. Участники Игры:
3.1. В игре принимают участие команды учащихся шестых классов муниципальных общеобразовательных учреждений г. Каменска-Уральского, участвующих в городском социально-экономическом проекте «Самый культурный класс».
3.2. Команда состоит из 7 человек. Сопровождает команду классный руководитель.
4. Условия и порядок проведения Игры:
4.1. Игра проводится 10 апреля 2015 года на территории сквера возле Городского краеведческого музея;
4.2. Старт команд, каждая из которых движется по своему маршруту. На старте каждая команда получает пакет с заданиями и направление маршрута. Команды обязаны проходить испытание в полном составе (7 человек).
4.3. Материал, по которым составлены задания, размещен в сети Интернет на сайте муниципального бюджетного учреждения культуры «Каменск-Уральский краеведческий музей им. И.Я. Стяжкина» на сайте museum-kamensk.ru
4.4. Судейство Игры осуществляется организаторами Игры.
4.5. Состав судейства, условия оценивания на игровых точках обсужден и принят на консультации для классных руководителей классов, участвующих в проекте «Самый культурный класс».
4.6. Каждая команда должна иметь при себе один мобильный телефон для экстренной связи с организаторами и конечной станцией маршрута.
4.7 Опоздавшая команда допускается к старту, если задержка составляет не более 20 минут от сдачи рапорта капитанами.
4.8. Все участники обязаны быть в спортивной одежде, соответствующей погоде и располагающей к долгой прогулке.
5. Подведение итогов и награждение.
5.1. Подведение итогов игры проводится после ее окончания на заседании оргкомитета игры. Оценивание команд проходит по итогам выполнения заданий и времени, потраченного на их выполнение.
5.2. Команда, занявшая 1 место, получает в зачет проекта 5 баллов, 2 место - 4 балла, 3 место- 3 балла, с 4 по10 место – 2 балла, остальные команды по 1 баллу.
5.3. Все команды награждаются специальными грамотами проекта, а победитель и призеры игры - дипломами.
6. Контакты с организаторами:
Аухадеева Факия Гараевна, методист Городского методического центра Управления образования, тел. 39-46-89. , с.т. 89193632463, qmz_vospit_ku@mail.ru
Партина Юлия Геннадьевна, заместитель директора Городского краеведческого музея по экскурсионному обслуживания населения. Тел. 34 -14 -72, 8950 54 58 755, km_eon@mail.ru
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
Архиерейское подворье «Свято-Троицкий кафедральный собор»
Свято-Троицкую церковь в Каменском заводе начали строить взамен деревянной, сгоревшей в середине 90-х гг. XVIII в., а закончили в 1813 г. Но через несколько лет появилась угроза обрушения новой колокольни. М. П. Малахов приступил к реконструкции церкви, проект которой был выполнен им в 1821 г. Архитектор обогатил пластику церкви двумя приделами с юга и с севера, надстроил трапезную вторым этажом. Но главное состояло в замене старой невыразительной колокольни новой, которая должна была стать символом и завода, и города. Новую колокольню украсили большие арочные трехчастные окна, величественная коринфская ротонда со сферическим куполом. Завершал колокольню четырехгранный обелиск.
В архитектуре Свято-Троицкой церкви происходит кульминация творческих приемов и методов М.П.Малахова, примененных им для всего архитектурного ансамбля центральной части Каменского завода. Автор усиливает выразительные средства, использованные им в архитектуре других зданий. Наряду с простой дорической колонной появляются элементы коринфского ордера, арочный проем начинает преобладать над прямоугольным, стены украшаются не только карнизом усложненного профиля, но и рельефом, модульонами, а рустовка применена и на втором этаже. Церковь была обнесена оградой с воротами: ограда кирпичная, завершена коваными решетками и литыми столбиками; ворота имели арочные завершения. С южной стороны церкви, возле ворот, стояла чугунная скульптурная группа - Святая Троица, а возле западных ворот находились 2 скульптуры: мраморная (четырехметровая) с четырьмя ангелами, трубящими на все стороны света, и чугунный бюст императору Александру – освободителю от крепостного права.
В 1930-е г.г. у Свято-Троицкого собора было обрушено завершение колокольни, сняты почти все кованые и литые решетки, разрушены ограда с воротами, здание обросло пристроями, исказившими его архитектурный облик.
В 1991 г. здание собора было передано православной общине; начались восстановительные работы.
Директор металлургического завода Пасынков Б. согласился бесплатно изготовить купол и обелиск с крестом. Эскиз выполнила инженер-конструктор – Абрамова В. Конструкторы из техотдела КУМЗ Кравченко В., Толстошеин В., Овсянников А., Буянов А. разработали чертежи, по которым в заводских цехах было изготовлено завершение колокольни. Монтировали его альпинисты г.Каменска-Уральского: Абрамов С, Богданович Н., Жаворонков А., Пак А., Савин С., Фокиев Ю., Харитонов Н.
Летом 1996 г. был установлен купол на колокольню собора, а 26 февраля 1997 г. – четырехгранный обелиск с крестом на купол.
Реставрационные работы на Свято-Троицком соборе продолжаются и в настоящее время.
Здание мужского 4-х-классного училища
На западной стороне площади Каменского завода в 1851 г. по проекту архитектора Э. Х. Г. Сарториуса было построено здание мужского 4-х-классного училища (ныне ул. Ленина, 128). При проектировании здания мужского училища в центре Каменского завода Э. Х. Г. Сарториус учитывал малаховский классический ансамбль. Он проектировал свое здание лаконично и строго, используя сдержанное, но выразительное декоративное оформление: четкий ритм арочных окон, украшенных архивольтами, лопатки с прямоугольными нишами. Главные фасады – южный, выходящий на ул. Ленина (бывшую Большую Московскую), и восточный, обращенный на площадь – были завершены аттиками, нынче утраченными. Утрачено также крыльцо со стороны площади, которое было увенчано чугунным литым зонтом на кронштейнах. Вместо него в начале 1990-х гг. было построено деревянное крыльцо, не соответствующее стилистике здания. Соседнее здание (ул. Ленина, 128 а) своим архитектурно-художественным оформлением гармонирует с училищем. Оно было построено позднее и являлось, вероятно, вторым школьным или жилым учительским. В 1870-1880 гг. на центральной улице с южной стороны площади была возведена усадьба управляющего заводом. Автор этого проекта пока не установлен. До наших дней сохранился кирпичный двухэтажный жилой дом (ул. Ленина, 117) и кирпичная кучерская изба (ул. Пионерская, 1). Жилой дом несет в своем облике черты эклектики, но он тоже органично сочетался с малаховским ансамблем. Удлиненные окна, обрамленные наличниками, изящные металлические решетки, украшающие парапет и балкон, аттик, карниз и междуэтажные пояски простого сечения придают зданию строгий, торжественный вид. Здание оштукатурено, окрашено.
Кучерская изба была построена позднее дома, в конце XIX в., в «кирпичном» стиле – одном из направлений эклектики. Фасады кучерской избы богато украшены декором из профилированного кирпича. Особенно выделяется аттик на южном фасаде, имеющий богатую пластику с геометрическими мотивами. В начале 1990-х г.г. кучерская изба была отделана «под шубу», тем самым полностью уничтожен художественный облик этого памятника архитектуры – фактура кирпичной кладки с декоративным оформлением швов.
Во второй половине Х1Х в. на левом берегу р. Каменки вблизи заводского комплекса, по красной линии ул. К.Маркса (бывш. дороги на станцию Островская) было возведено здание казенного заводского училища (ул. К.Маркса, 17). Здание 2-х этажное, квадратное в плане, кирпичное, оштукатурено, окрашено. Со стороны двора в н. ХХ в. выполнен 2-х этажный пристрой. Главный восточный фасад имеет симметричную композицию. Цетральная часть выделена ризалитом, увенчана аттиком криволинейного очертания. Грани ризалита и углы здания отмечены рустованными пилястрами. Лучковые окна украшены профильными наличниками. Сандрики окон 1-го этажа южного, северного и восточного фасадов и окон 2-го этажа южного и северного фасадов декорированы сухариками. Сухариками украшен и профильный карниз. Дворовый фасад лишен декора, имеет одноэтажную пристройку, через которую осуществляется вход в дом. Со стороны южного и северного фасадов тоже располагаются входы – на втором этаже, в них попадают по металлическим лестницам; вероятно первоначально здание имело балконы. С южной стороны здания – арочные ворота с калитками; устои ворот – кирпичные столбы с крупной рустовкой, как и на пилястрах 1-го этажа дома. Здание выполнено в духе эклектики.
Купеческие усадьбы и торговые здания.
К ранним образцам «кирпичного» стиля в Каменском заводе относится лавка и жилой дом хлеботорговцев Зыряновых (ул. Ленина, 100, 102). Декор их фасадов более скромен и лаконичен, чем у последующих строений в этом стиле. Здания напоминают сторожевые башни древних замков. Жилой дом и лавка поставлены по красной линии ул. Ленина (бывшей Большой Московской). В состав усадьбы Зыряновых входила также хозяйственная постройка - зерносклад, размещенный в глубине двора параллельно центральной улице и ограничивающая территорию усадьбы с северной стороны. Дом и лавка Зыряновых выходят на главную улицу торцевыми – южными – фасадами, композиционное решение которых идентично: по 3 проема лучковой формы (у дома – оконные, у лавки – посередине широкий дверной ), украшенные сандриками с подзорами из кирпича. Углы зданий акцентированы сложными пилястрами. Карнизы оформлены аркатурными поясами на ступенчатых консолях. Венчают южные фасады кирпичные аттики, каждый из которых состоит из 4 столбиков, соединенных между собой кирпичной стенкой с декоративными арками. Восточный фасад жилого дома разделен плоскими пилястрами на 3 части: центральную с двумя окнами и боковые – но 3 окна с каждой стороны. Первоначально к центральной части фасада жилого дома примыкало крыльцо, но впоследствии дверной проем был заменен оконным. Перед главным входом в лавку располагалось высокое крыльцо с гранитными ступенями, в настоящее время переделанное. Жилой дом и лавка окрашены известковой побелкой, в которой они, как образцы «кирпичного» стиля, совершенно не нуждались. Зерносклад выполнен из кирпича, не оштукатурен и не окрашен. На первом этаже располагались двое ворот лучковой формы с металлическими двухстворчатыми дверными полотнами. На втором этаже имеются 2 прямоугольных дверных проема. Выразительным элементом зерносклада является деревянная галерея, опирающаяся на консоли из бревен. Она размещается между первым и вторым этажами здания. С правой стороны главного фасада находится вход в подвал, который перекрыт цилиндрическим сводом. Зерносклад представляет собой типичный образец хозяйственной постройки второй половины XIX в.
Усадьба заводчиков Шамариных включала в себя: жилой дом, корпус обувной фабрики, хозяйственные постройки. С севера усадьбу ограничивал Г-образный в плане жилой дом, поставленный по красной линии центральной улицы; с юга – переулок Речной, с востока – проезд; западную границу усадьбы в настоящее время определить трудно. Жилой дом (ул. Ленина, 91) - образец «кирпичного» стиля искажен безвозвратно, хотя он и существует доселе: здание оштукатурили «под шубу», уничтожив тем самым саму суть «кирпичного» стиля – уникальную отделку из лицевого кирпича. До «ремонта» это было очень нарядное здание. Его главный, северный, фасад делился по вертикали филенчатыми лопатками на 3 части. Посередине центральной части располагался широкий проезд с лучковым завершением, впоследствии заложенный и оформленный окном. Справа от проезда размещался главный вход, выделенный лопатками. Левая и правая части главного фасада симметричны. В левую часть дома можно было попасть через вход в стене проезда, за которой располагается лестничная клетка, ведущая на второй этаж. Комнаты первого этажа использовались под хозяйственные и, возможно, административные помещения. Комнаты второго этажа были жилыми. Первоначальные интерьеры дома утрачены. Хозяйственные постройки не сохранились.
Двухэтажный корпус обувной фабрики (переулок Речной, 7) размещается во дворе усадьбы, перпендикулярно ул. Ленина. Он тоже выполнен в «кирпичном» стиле, но его декоративное оформление очень лаконично: лучковое завершение окон, обрамленных рамочными наличниками, сандрики лучковой формы, профильный карниз украшен «сухариками». Здание представляет собой образец промышленной архитектуры конца XIX в.
Ныне внешний вид сохранившихся зданий, конечно, уже не тот: жилой дом обезображен «шубой», а по фасадам корпуса фабрики Шамариных тянутся во всех направлениях какие-то металлические трубы.
Усадьба А.К.Олесова расположена в историческом центре города. С востока она ограничена улицей Коммолодежи (бывш. Предзаводская площадь), с запада – улицей К.Маркса (бывшая дорога на ж\д станцию Островская, ныне станция Синарская). По сведениям искусствоведа И.Глазуновой и краеведа В.Ермакова, усадьба включала в себя два жилых дома, магазин, корпуса пряничной фабрики, хозяйственные постройки. Бревенчатый жилой дом на кирпичном цокольном этаже (ныне ул. Коммолодежи, 6) используется под библиотеку. Современное состояние здания неудовлетворительное. Дом имеет по 5 окон на каждом этаже на главном восточном фасаде. Окна цокольного этажа – лучковые, увенчаны профильными сандриками. Между окнами – стилизованные пилястры. Окна 2-го этажа – прямоугольные, украшены наличниками с накладной резьбой растительного орнамента. Углы дома обозначены лопатками с прямоугольными нишами – ширинками. С северной стороны к дому примыкают сени. Главный вход акцентирован тройным окном и аттиком с криволинейным завершением. Дом построен в к. Х1Х в. в так называемом псевдорусском стиле. Второй жилой дом – тоже бревенчатый на цокольном этаже, но он имеет более богатое декоративное убранство (ул. Коммолодежи, 8). Северо-восточный угол дома украшен трехгранным эркером, который значительно обогащает пластику фасадов и акцентирует главный вход. Второй этаж дома обшит тесом. Наличники, карниз, фриз, лопатки, подоконный пояс декорированы накладной и профильной резьбой геометрического и растительного рисунка. Здание выглядит изящно и празднично. Оно тоже выполнено в псевдорусском стиле. В настоящее время здание находится в аварийном состоянии.
Магазин Олесова, наверное, знают все горожане: долгое время он назывался «Кооператор» (ул. Коммолодежи, 8). В настоящее время в здании размещается магазин ООО»Уралпромарго». Главный – восточный - фасад магазина симметричен. Вероятно, изначально здание было разделено на две части – лавки, и каждая лавка имела свой отдельный вход. Посередине каждой части располагается широкий дверной проем лучковой формы, украшенный сандриком криволинейного очертания. Здание построено в к. Х1Х в. в кирпичном стиле по мотивам русского стиля.
Хозяйственная постройка, расположенная в глубине двора, и выходящая южным торцом на ул. Московскую (ныне ул. Ленина), тоже выполнена в «кирпичном стиле». Ее южный фасад украшен лопатками, соединенными между собой тремя арочными сандриками с килевидными завершениями. Фриз выполнен в виде ритма ниш сложной конфигурации. Фасад увенчан высоким аттиком криволинейного очертания, в центре которого располагается полуциркульное окно.
На восточном фасаде сохранился широкий дверной проем лучковой формы, над ним – деревянная надстройка в уровне кровли. С юго-востока к зданию примыкает еще один корпус фабрики – одноэтажное здание меньшей высоты с дверными и оконными проемами лучковой формы.
В настоящее время жилой дом, корпуса фабрики соединены между собой кирпичными вставками и образуют в плане букву П. Северо-западней этой композиции размещается еще один блок хозяйственных кирпичных зданий Олесова, тоже образующих в плане букву П. Южный корпус, сориентированный по оси восток-запад, украшен «сухариками» на карнизе. Фронтон восточного торца имеет полуциркульное окно, обрамленное килевидным наличником. Фасады остальных корпусов видоизменены. Сохранились местами дверные проемы лучковой формы.
С улицы К.Маркса хорошо просматривается западный фасад корпуса, сориентированного по оси север-юг. Карниз здания украшен «сухариками». Сама кирпичная кладка отличается высоким качеством, но, видимо, из-за просадки грунта на стенах появились трещины.
Дом Скворцовых является памятником истории и архитектуры. Красивый двухэтажный дом по ул. Революционной, 11 выходит торцом на площадь 25 Октября. 10 лет назад здание горело, было заброшено. Но за последние 2 года вокруг дома наметилось оживление – его начали восстанавливать. Что же это за дом? Этот двухэтажный особняк в «кирпичном» стиле, построенный в конце XIX в., принадлежал купцу Д. Сбитневу. На первом этаже дома находилась лавка, на втором – жилые помещения. В 1908 г. после окончания медицинского факультета Томского университета в поселок Каменского завода приехал молодой врач Василий Алексеевич Скворцов, поселился в доме купца Сбитнева и начал работать в загородной земской больнице. Вскоре он женился на дочери Сбитнева – Лидии Дмитриевне и получил дом в приданое за ней. Сотрудники В. А. Скворцова отмечали его талант диагноста и фармацевта; в последние годы своей жизни он работал над созданием лекарства против туберкулеза. За лечение больных В. А. Скворцов брался даже в самых безнадежных случаях. Положительные эмоции врач считал такими же важными для выздоровления пациентов, как и саму медицинскую помощь. Василий Алексеевич запомнился современникам отзывчивым, добрым, жизнелюбивым человеком. Он нес людям радость, за что его даже называли «красным солнышком». И в наше время о В. А. Скворцове не забывают – в газете «Каменский рабочий» было несколько публикаций о нем; в Каменск-Уральском городском краеведческом музее хранятся его документальные материалы. Своих детей у Скворцовых не было, но они воспитывали племянников, заботились о родственниках, которые проживали в их доме. Дом Скворцовых был дружным и гостеприимным. По детским воспоминаниям одной из племянниц, в доме была узкая винтовая лестница, большой овальный стол и рояль. И снаружи здание тоже оформлено изысканно. Фасады, выходящие на площадь, украшены затейливым декором из лекального кирпича: килевидными наличниками, узорным фризом с трапециевидными сухариками; полуколонками; широким междуэтажным поясом, оформленным бегунцом и треугольными сухариками; аттиком с полуциркульным завершением, благодаря которым дом выглядел нарядно и празднично.
Гостиный двор, построенный еще в 1820-1840 гг. по замыслу архитектора М. П. Малахова, был значительно перестроен в конце ХIХ в. На месте его южной колоннады были возведены новые каменные магазины для нескольких владельцев. В конце ХIХ в. в нем располагался мануфактурный магазин Потехина, «Галантерейные и прочие товары» Тронина, магазины Буракова и Шишкина.
Магазины выходят главным южным фасадом на центральную улицу – бывшую Большую Московскую (ныне ул. Ленина). Перед нами еще один образец «кирпичного» стиля с изысканным декором из лекального кирпича различной конфигурации. Композиция главного фасада составлена из четырех фрагментов, каждый из которых имеет свою ось симметрии. Можно назвать их четырьмя лавками, соединенными друг с другом. Западная часть фасада слегка возвышается по рельефу по отношению к восточной. Западная лавка имеет 2 широких входа (левый вход в советское время был заменен окном). Входы располагаются симметрично относительно центральной оси. Слева и справа от них -–оконные проемы лучковой формы. Проемы обрамлены рельефными наличниками. Углы и центральная ось этой части выделены лопатками, украшенными вертикальными элементами с гирьками. Карниз сложного профиля имеет кронштейны.
Композиция фасада каждой из следующих частей (лавок) нам уже знакома: посередине широкий дверной проем; справа и слева от него – по одному окну. Все лучковые проемы второй части фасада оформлены рельефными наличниками. украшены прямоугольными ширинками под ними. У третьей части фасада (лавки) центральный дверной проем и оба окна имеют прямоугольную форму. Дверь лишена обрамления, оконные проемы оформлены широкими рельефно выступающими из стены наличниками. У четвертой части фасада – восточной – в простенках между проемами размещаются крупно рустованные лопатки.. Внутренняя планировка помещений традиционна: продольная стена делит здание на 2 части – с южной стороны расположены торговые залы, а с северной – складские помещения.
Гостиный двор, кроме южного торгового корпуса, имел еще один – северный корпус, который использовался для хозяйственных нужд. Постройка представляет собой кирпичное одноэтажное здание, перекрытое высокой вальмовой кровлей. В советский период это здание было перестроено и в нем долгое время размещалось пожарное депо. Главный северный фасад здания сориентирован на площадь 25-го Октября, южный - во двор. В правой части северного фасада располагаются 3 широкие квадратные дверные проемы. Углы здания оформлены лопатками, карниз украшен сухариками, квадратные окна лишены декора, широкие простенки между окнами акцентированы лопатками. Остальные фасады декорированы аналогично. В советский период были пробиты новые проемы, изменена форма старых; появились новые внутренние перегородки. Здание является образцом хозяйственной постройки, входящей в состав торгового комплекса.
С западной стороны от бывшего гостиного двора в конце ХIХ в. были построены еще два торговых здания: лавка купца В. Герасимова и лавка купца Бухарева (ул. Ленина, 124, 122). Оба здания выполнены в «кирпичном» стиле и органично сочетаются с магазинами. На главную улицу они выходят южными торцевыми фасадами. Магазин Герасимова имеет второй этаж. На первом этаже размещалась купеческая лавка, а на втором – жилые помещения. Главный вход оформлен широким наличником с кирпичными полуколоннами. По обе стороны от входа симметрично расположены 2 окна лучковой формы, обрамленных фигурными наличниками. Ось симметрия подчеркнута и на втором этаже широким окном, которое фланкировано более узкими окнами (ныне заложенными). Проемы украшены полуколонками. Углы здания выделены крупно рустованными лопатками. Этажи разделены горизонтальной тягой. Здание оформлено фигурным карнизом. Западный фасад декорирован аналогично, но композиция его не симметрична: вход (ныне заложенный) смещен вправо.
Мануфактурная лавка купца Бухарева – одноэтажное здание. Два лучковых окна по обе стороны от двери декорированы рельефными наличниками. Углы выделены слегка выступающими лопатками, переходящими наверху в рельефный карниз. Фасад завершен аттиком.
Усадьба хлеботорговца И. С. Косякова (ул. Ленина, 101, 103) с северной стороны территории была ограничена ул. Большой Московской (ныне ул. Ленина), с восточной – нынешней ул. Свердлова, с западной – соседней усадьбой Васильевых; южная граница не определена. Усадьба включала в себя жилой дом, лавку и хозяйственные постройки. Жилой дом – одноэтажный, деревянный, оштукатурен и окрашен. Оконные проемы главных фасадов – северного и восточного – оформлены деревянными наличниками, сандрики которых декорированы накладной резьбой. Фриз и карниз, украшенные ажурной прорезной резьбой, проходят по всему периметру здания. Лавка выполнена в «кирпичном» стиле. Композиция главного фасада традиционна. Интересна декоративная отделка: проемы оформлены наличниками сложного геометрического рисунка, увенчанными волютами. Углы здания акцентированы лопатками, украшенными спаренными полуколонками, ширинками и бегунцом. Бегунцом же декорированы профильный карниз и филенки боковых крыльев аттика. Плоскость аттика разделена столбиками на 3 части. Центральная часть аттика завершена треугольным фронтоном.
С западной стороны к лавке Косякова примыкает лавка Васильевых, у которых в конце ХIХ в. ее арендовал купец Молчанов. Ось симметрии ее главного фасада подчеркнута аттиком, треугольным фронтоном и широким входом, по обе стороны от которого располагаются 2 окна. Наличники окон, лопатки, акцентирующие углы здания, аттик и карниз имеют богатую пластику из лекального кирпича. Тимпан центральной части аттика украшен «солярным знаком».
Здание магазина торговца скобяными товарами Тронина, построенное в начале ХХ в., являлось одним из самых больших зданий торговых зданий заводского поселка. Его нынешний адрес – ул. Ленина, 113; с западной стороны к нему примыкает женское училище. Здание одноэтажное, на цокольном этаже. Его главный северный фасад симметричен, имеет по 5 лучковых окон на каждом этаже. Окна оформлены профилированными наличниками. По горизонтали здание разделено широким междуэтажным поясом с прямоугольными нишами. Углы дома акцентированы лопатками, карниз украшен сухариками. Южный и восточный фасады декорированы аналогично северному. С западной стороны на уровне первого этажа магазин имеет проход в соседнее с ним женское училище.
Лавка, расположенная по ул. Ленина, 111, построена в конце XIX в. Ее объемно-планировочное решение традиционно для лавок: торговый зал, за ним - складские помещения в глубине здания; на главном фасаде располагается широкий вход и 2 окна по обе стороны от него. Окна и вход оформлены наличниками из лекального кирпича. Углы здания акцентированы лопатками, переходящими наверху в рельефный карниз, декорированный сухариками сложного рисунка. Композицию фасада завершает аттик, состоящий из 4 столбиков, объединенных кирпичной стенкой с декоративными проемами. Остальные фасады декорированы скромно.
Плотина заводского пруда, подпорная стенка (1700-1750-е гг.). Каменский завод.
Плотина заводского пруда, подпорная стенка (1700-1750-е гг.) —
самое старое сооружение завода. В течение ХVШ в. несколько раз разрушалась от паводков и вновь отстраивалась. В 1750-х гг. откос стенки правого берега водосброса укреплен подпорной стенкой, в 1930-е гг. шлюзы реконструированы. 6 октября 1967 г. рядом с плотиной на левом берегу был открыт монумент «Пушка» по проекту художника В.В. Пермякова.
Среди уральских заводов - это одна из самых малых плотин. Она вытянута в меридиональном направлении. Имела один вешнячий и один рабочий прорезы. Рабочий прорез размещался между доменным цехом и литейным двором и литейной фабрикой, подавая воду на колеса воздуходувных машин. Во второй половине XIX в. рабочий прорез был засыпан. От старой части сохранились дамба и подпорная стенка правого берега длиной около 50 м. Стенка слегка изогнута и повторяет абрис береговой линии.
Сама дамба много раз перестраивалась и представляет собой клети из толстых бревен, забитых глиной и камнем со всех сторон. Новые шлюзы устроены из железобетона и архитектурной ценности не представляют.