Секреты и подвиги трассы 342/326
Накануне праздника 9 мая и 100-летнего юбилея Каменск-Уральского краеведческого музея им. И.Я. Стяжкина его фонды пополнились интересным артефактом военного времени.
Этот фрагмент обшивки самолета был найден в 20 км от Верхних Серег в 2012 году в ходе экспедиции АлСибУрал. Разрушенный американский самолет пролежал в земле почти 70 лет. Он потерпел крушение в 1943 году.
В годы войны над Уралом проходила трасса Аляска-Сибирь. По этому маршруту перегоняли американские самолеты, полученные по программе ленд-лиз. Известно, что в первые дни войны Советский Союз лишился большого количества самолетов, так как были разбомблены все приграничные фронтовые аэродромы. В этих условиях быстро наладить производство дополнительных машин не представлялось возможным. Можно было только рассчитывать на помощь союзников. Руководство страны решает оперативно закупить самолеты в США. В июне 1941 года подписывается соглашение с США о поставках вооружения, боеприпасов, сырья, медикаментов, продовольствия. Решение о воздушной линии между Россией и Америкой было принято еще в октябре 1941 года. Это был сверхсекретный проект военного времени.
Новый неизведанный маршрут пролегал с Аляски над водами Берингова пролива, через безлюдные скалы восточной Чукотки, бескрайнюю тундру Колымы, непроходимую тайгу Сибири. Кромешная полярная ночь, лютый холод (минус 50-60 градусов), вечная мерзлота, нет аэродромов, нет карт, негде создавать посадочные площадки – жесткие природные условия делали невозможным прокладку трассы. Когда героя-полярника, начальника управления авиации «Главсевморпути» СССР летчика Илью Мазурука на заседании Госкомитета обороны Сталин прямо спросил об этом, тот ответил: «Нет». Но главнокомандующий был непреклонен: через два дня полярник должен был представить проект «Аляска-Сибирь».
Так глубокой осенью 1941 года в невероятных условиях началось строительство секретной воздушной линии на северо-востоке СССР. Пункт управления трассой протяженностью 6450 км был в Якутске, окончательная приемка самолетов проводилась в Красноярске. Сюда прилетали летчики с фронта, здесь происходило их обучение. Следующие перегоночные этапы – Свердловск, Казань, Москва. Затем самолеты распределялись на фронт.
В короткий срок (меньше, чем за год) заключенными ГУЛага были построены и реконструированы 16 аэродромов, затем еще 10, плюс посадочные площадки. При этом техника была ограничена, в руках у рабочих были только лопата, кирка и тачка. В нормальных условиях на это потребовалось бы пять лет.
По АлСибу нашим пилотам пришлось перегонять девять типов самолетов: бомбардировщики, истребители, транспортники. Это были совершенно новые для нашей авиации машины. Современные самолеты нужно было освоить в короткий срок.
Вскоре на Аляску прибыли наши летчики и техники, которым была уготована необычная миссия – в любую погоду, в любое время суток перегонять американские самолеты (за годы войны по этому воздушному мосту проследовали 8 тыс. самолетов, 40% от всех машин, поставленных по ленд-лизу).
Учеба осложнялась тем, что все инструкции и приборы были на английском, система мер совершенно другая (футы и галлоны). При первом же перегоне Фернбекс (Аляска) – Уэлькаль (Чукотка) самолеты вышли из строя: дали течь маслорадиаторы, вытекла жидкость из амортизаторов, просели стойки шасси. Лететь дальше было нельзя. Только спустя неделю самолеты смогли подняться в небо. Но продержались не более 10 минут, т.к. в небе был бус: туман при сильном ветре с дождем и снегом. Видимость нулевая, машину болтает и крутит – лететь невозможно. Они сели на крошечный временный аэродром Марково, выстроенный на вечной мерзлоте. В таком снежном плену малейшая ошибка пилота – это верная смерть.
Первый перелет 12 машин до Красноярска длился 33 дня. О каждом докладывали Сталину. Высота полета 6 тыс. метров, из-за нехватки кислорода приходилось лететь в кислородных масках, но кислорода хватало только на 2/3 пути. Из-за этого летчики боялись потерять сознание. Ветераны рассказывали, что по трассе от Уэлькаля до Красноярска через каждые 100 км можно было ставить памятники погибшим пилотам. Воздушная линия была смертельно опасной – только на этом участке погибло 115 человек. Каждый, кто летал здесь, совершал подвиг.
Основные причины катастроф: самолеты плохо подготовлены к перелетам в зимних условиях, недостаточность метеонаблюдений и прогнозов, летчики были не обучены для длительных перелетов.
Основных перегоночных пунктов на трассе было пять – на них работали пять авиаполков.
В уральском лесу по собранным в округе обломкам было предположительно установлено, что обнаружен бомбардировщик средней дальности Б-25 «Митчел». За годы войны Советскому Союзу было поставлено 807 подобных машин разных модификаций. Восемь из них пропали во время перегонов.
Жители Верхних Серег еще долгие годы видели своеобразную просеку в лесу: падающий самолет срезал деревья на своем пути к земле. В ходе раскопок обнаружены фрагменты фюзеляжа с идентификационными номерами, детали двигателя, пулемета и шлем одного из пилотов.
Специалисты по характеру деформаций обломков предположили, что причиной падения машины мог быть взрыв двигателя. Поисковики нашли останки советских летчиков, которых с воинскими почестями бережно похоронили здесь же. По православной традиции батюшка отслужил панихиду по всем воинам, убиенным во время войны. Участники современных военных действий воздвигли на могиле Крест.
Война не окончена, пока не похоронен последний солдат. По трассе Чукотка-Колыма-Сибирь-Урал поиски пропавших самолетов продолжаются.
Людмила САПУНОВА
Информация к размышлению
30 октября 1941 года Рузвельт сообщил Сталину о том, что Советскому Союзу предоставляется крупный кредит на 1 миллиард долларов. А 7 ноября США сообщили Москве о том, что они распространяют на Советский Союз режим ленд-лиза. Для упрощения расчетов было решено считать все по ленд-лизу задним числом с 1 октября 1941 года, когда был подписан первый протокол о поставках в Советский Союз
Ленд-лиз от англ. lend – «давать взаймы» и lease – «сдавать в аренду, внаем». Ленд-лиз – государственная программа, по которой США поставляли своим союзникам боеприпасы, технику, продовольствие, медоборудование, лекарства и стратегическое сырьё.
Хотя ленд-лиз – это американское, а не английское изобретение, англичане заявили, что будут поставлять нам военные материалы на этих условиях начиная с сентября 1941 года, а американцы всё тянули. Причина очевидна: США не верили в то, что Советский Союз сможет устоять.
Поначалу СССР платил за все эти поставки валютой или золотом. Печальна судьба крейсера «Эдинбург», который в мае 1942 года был потоплен англичанами в Баренцевом море. Он вез на своем борту 5,5 тонны золота. Это как раз (по крайней мере, частично) была оплата тех поставок, которые были осуществлены еще до распространения на Советский Союз режима ленд-лиза.
Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года, но в реальности действовала ещё так называемая «Программа 17 октября», в которую входили поставки для нужд советско-японской войны, которую СССР обязался начать после окончания боевых действий в Европе. После разгрома Японии все поставки в СССР были остановлены.
Долг по ленд-лизу был выплачен в 2006 году.
Сдала фрагменты самолета: Сапунова Людмила Викторовна.