Краеведческий музей открыл выставку "80 лет со дня выхода первой продукции УАЗа"

Начало. Страницы истории строительства УАЗа.

Из воспоминаний главного инженера УАЗа Д.П.Фридмана.

17 августа 1932 года в Свердловске выпускается приказ № 1 об учреждении управления Уральского Алюминиевого завода (тогда комбината).

29 августа 1933 года для производства строительных работ на утвержденной площадке приказом за № 147 в Каменске образуется построечное управление.

Годовщину Октябрьской революции в 1932 году встречало 40 работников стройки, в 1933 году-590, в 1934-2408, в 1935- 5064, а в 1936 году уже около 9000 человек, включая ОРС, школы и пр. Так растет семья уазовцев.

Общий размер работ и затрат, выполненным строительством составил: в 1933 году 4, 6 млн. рублей, строительных работ не было. В 1934 году – 14,6 млн. рублей, в том числе строительных работ 7 млн. рублей. В 1935 году – 27,1 млн. рублей, в том числе строительных работ на 17,6 млн. рублей. В 1936 году за 10 месяцев 36, 7 млн. рублей, строительных работ на 26, 3 млн. рублей. Ежегодное количество строительных работ более чем удваивается.

Уже высится ряд зданий, проложены железные дороги, улицы, расширяется промпоселок. Начало прибывать оборудование, и монтажник подтягивается в первую шеренгу наравне со строителем.

Вырастает электролизный завод, который будет состоять из 4-х корпусов с 64 электролитическими ваннами в каждом; 1 корпуса подсобных производств, 1 электролитной и 1 ртутно-выпрямительной подстанции. На последней будет установлено 30 ртутных выпрямителей на силу тока 5000 ампер каждый, 15 мощных силовых трансформаторов и 15 регулировочных.

Глиноземный завод расположится в трех корпусах. «Мокрый» корпус с площадью около 24500 кв. метров, кубатрой – 376000 куб.метров, где будет получаться гидрат глинозема путем воздействия жидких щелочей на измельченный боксит. Корпус кальцинации (обжига) гидрата с 3 мощными вращающимися печами. Корпус подготовки сырья боксита, где будет размещено дробильно - помольное оборудование.

В громадном корпусе расположится цех электродной массы.

Уже закончено строительство корпуса ремонтно-механического цеха с площадью около 10000 кв. метров.

Наша красавица ТЭЦ явится одной из лучших теплоэлектроцентралей не только Европы, но и Америки. Здесь в первую очередь будут установлены два котла низкого давления (33атм.) и 4 прямоточных котла, давлением 140 атмосфер. Эти котлы по своим размерам относятся к самым большим, употребляемым в мировой практике, моделям.

Из шести турбогенераторов по 25000 киловатт, которые будут установлены в машинном зале, два предназначены для работы с паром высокого давления (это так называемые форшальт-турбины). Отработав в форшальт турбинах, пар высокого давления пойдет в турбины низкого давления, каковые могут питаться и от котлов низкого давления. 150000 киловатт – вот мощность первой очереди ТЭЦ. В дальнейшем здесь предполагается установить еще 2 турбогенератора по 50000 киловатт.

За площадкой ТЭЦ располагается газогенераторная станция, где имеют быть установленными 12 газогенераторов диаметров в 3 метра. Водой площадка будет снабжаться от 3 водонасосных: 1 и 2 подъема для промышленного водопровода и особой водокачки для санитарно-технического водоснабжения.

17 электрических трансформаторных подстанций обеспечат завод электроэнергией, а уже построенная высоковольтная линия Синара – Асбест свяжут нашу площадку и ТЭЦ с высоковольтной сетью Урала.

На юго-востоке площадки расположится железнодорожная станция НКПС-УАЗ для обеспечения правильного грузооборота завода.

На юге от ТЭЦ длинной змейкой расположатся склады угля, где три мощных козловых крана (перегружателя) механизируют погрузку и разгрузку угля.

Вот важнейшие сооружения площадки, к которым надо причислить еще плотину, долженствующую создать мощное водохранилище на р. Исети. Это озеро не только обеспечит площадку водой, но и украсит местность.

«За уральский алюминий» № 122. 07.11.1936.

Сайт сделан Легко